Сопровождение, поддержка и развитие одаренных детей на занятиях скульптурой и керамикой по разноуровневой дополнительной общеобразовательной программе «Керамист»
Н.В. Нужнова, педагог дополнительного образования СП ДОД «Детско-юношеский центр «Открытие» ГБОУ СОШ с. Красный Яр
Что такое одаренность и как отличить одаренного ребенка? Одаренность — это более высокая восприимчивость к обучению, творческое проявление личности, неординарное мышление. Одаренный ребенок, поставленный в равные условия со своими сверстниками, будет выделяться более высокой восприимчивостью к обучению и усвоению материала, проявит креативное и неординарное мышление.
Большую роль в выявлении одаренных детей играет дополнительное образование. Работая по программам дополнительного образования, ребенок может выбрать профиль и направление развития, наиболее интересно и разнообразно раскрыть свои способности. Выбор профиля программ в дополнительном образовании помогает одаренному ребенку в освоении новых навыков, включение в разнообразные виды деятельности происходит с учетом индивидуальных склонностей учащегося. При групповом обучении талантливые и одаренные дети задают темп развития среднему составу учащихся занимающихся в группе.
Очень заметен неординарный подход одаренного ребенка к творчеству на уроках керамики и скульптуры. Пластичная глина и развитая моторика, фантазия и нестандартный подход к творческой идее выполнения задания более ярко раскрывают личность учащегося. Работа с глиной на уроках керамики дает возможность ребенку создать образ, творчески выразить свою мысль, способность работать руками развивает образное мышление. Используя податливый природный материал, юный скульптор доносит свои мысли до окружающих, выражает эмоции с помощью скульптуры. Персонажи, выходящие из-под рук одаренного ребенка, всегда нестандартные, необычные, фантазийные. Образное мышление помогает одаренному ребенку чувствовать весь процесс от эскиза до завершения скульптуры поэтапно, правильно понимая технологию изготовления глиняной модели.
Как строить обучение одаренных детей, если общие программы рассчитаны на среднего ученика? Для решения этой проблемы педагоги используют личные разработки и индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей. Педагог стимулирует ребенка на самостоятельность, неординарность мышления и выход на творческий продукт. Современная дополнительная общеобразовательная программа, как правило, является разноуровневой и составляется с учетом образовательных запросов как начинающих, так и продвинутых обучающихся. Образовательная программа «Керамист», составленная педагогом «Детско-юношеского центра «Открытие» художником по глине Нужновой Н.В., предусматривает разделение на три уровня, в том числе, стартовый, базовый и продвинутый. Дифференцируются не только теоретический материал и практические задания для коллективной работы по различным проектам, но и индивидуальная творческая деятельность обучающихся по программе юных керамистов-скульпторов. На основе продвинутого уровня программы «Керамист» и создаются индивидуальные программы для одаренных художников, по ним строятся индивидуальные образовательные маршруты.
При разработке индивидуальных программ и маршрутов учитываются потребности и возможности детей, особенности их восприятия окружающего мира и ускоренный темп развития. В дальнейшем юный талант может выбрать творческий путь и развитие в будущей профессии. Так как интересные дополнительные занятия для ребенка становятся основными, к составлению индивидуального маршрута нужно подойти основательно. При разработке индивидуального маршрута преподаватель планирует цели и задачи, опираясь на личностные качества ученика. Не отходя от цели, поставленной базовой программой, обучающийся по образовательному маршруту продвинутого уровня должен больше обычного познавать, изучать и достигать высокого результата, раскрывая свой творческий потенциал. Индивидуальный маршрут обучения одаренного ребенка может варьироваться и изменяться преподавателем всё время, так как развитие личности не стоит на месте, также изменяется прогнозируемый результат программы.
Развитие художественных способностей детей, эстетического восприятия окружающей действительности средствами скульптуры и керамики помогает выявить одаренных детей на самых ранних этапах работы. Умение необычно выражать творческую мысль в работе с глиной, качественное создание из глины творческого образа, увиденного, пережитого, фантазийного выводит ребенка на психоэмоциональное переживание и осмысление действительности.
Таким образом, раннее введение ребенка в искусство, развитие его творческого мышления с помощью индивидуальных образовательных маршрутов, построенных для одаренных обучающихся по программе продвинутого уровня, помогает педагогу наиболее полно раскрывать потенциал одаренного ребенка и воспитывает зрелую талантливую личность.