Создание мультимедийного онлайн-контента как новое средство подачи материала на уроках «слушание музыки»
Юдина Елена Сергеевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детская школа искусств № 15» г.о. Самара
Эпидемиологическая обстановка 2020 года побудила скорректировать подачу образовательного материала в условиях организации дополнительного образования. Во время самоизоляции педагоги дополнительного образования столкнулись с проблемой: как донести обучающий материал узкой направленности до учащихся? Так как весь образовательный процесс был переведен на дистанционную форму работы с использованием интернет-технологий, потребовалось создание нового формата подачи лекционного материала.
В данной статье представлен опыт создания мультимедийного онлайн-контента по предмету «Слушание музыки».
Так как предмет «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с учебными предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература», а также является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, то отступление от основных изучаемых тем просто невозможно. Но, по мере реализации дистанционной формы работы, стало понятно, что подача материала должна быть не просто лекционной, а более интерактивной, яркой, зрелищной. Необходимо расширение возможностей познания изучаемого предмета, включение в материал мультимедийной наглядности: презентации, слайд-шоу, либо полноценные видеолекции.
Одним из первых сервисов онлайн-обучения стал Moodle. Но, столкнувшись с тем, что уроки на данной платформе могут быть недоступны для обучающихся без специальной авторизации, было принято решение перенести учебный план на сервис Google classroom.
Привлекательно то, что на данной платформе можно размещать объявления, прикреплять документ с заданиями, имеется обратная связь. На стене класса «Слушание музыки» размещались лекции, а также различные аудио-, видеопримеры, ссылки на презентации и итоговые тесты. Но, к сожалению, видеопримеры не всегда отражали полную информацию, которую хотелось донести до обучающихся.
Тогда было принято решение создавать самостоятельный видеоконтент по темам предмета «Слушание музыки».
Видеолекции созданы в программе YouCut – видеоредакторе для смартфонов на платформе Android. Судя по отзывам и личному опыту, это самое лучшее бесплатное приложение для создания и редактирования видео.
Сначала контент содержал видеоролики, которые создавались как дополнение к основным лекциям. Но потом количество роликов увеличилось. Весь видеоматериал размещен на видеохостинге YouTube на личном канале.
Данный видеохостинг очень удобен для размещения видеоконтента, ссылка на видео ролик может открыться на любом смартфоне, планшете или компьютере. Это очень доступно для обучающихся.
В роликах сочетаются лекционный материал, аудиозаписи классических произведений, а также иллюстрации или видеозаписи выступлений.
При создании видеороликов можно иллюстрировать нотные примеры, с помощью эффектов анимации обратить внимание на конкретное место в произведении. При наложении на готовый видеоролик голоса и аудиофрагментов создать полную онлайнлекцию по конкретной теме урока.
Созданные видеолекции объединены в блоки, которые применяются в 1-4 классах по предметам «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» и размещены в группе VK «Музыкальная литература».
Также для закрепления изученного материала в конце каждой четверти созданы мультимедийные онлайн-викторины на сайте learningapps, итоговые онлайн-тесты в Google forms.
Практика показала, что данные видеолекции, онлайн-викторины и тесты помогают обучающимся более информативно запоминать материал, узнавать новое в доступном формате, получать конкретную информацию. Таким образом, использование мультимедийного онлайн-контента в учебном процессе повышает личный рейтинг педагога, открывает совершенно новые возможности для творчества и самообразования, помогает взаимодействию с обучающимися и их родителями.
Интернет-источники: