Специфика создания экскурсионных программ в рамках музейного пространства (на примере музея «Парад 7 ноября 1941 года в г. Куйбышеве» Лицея «технический»)
Бурхетьева Мария Юрьевна, Горбунова Лариса Владимировна,педагоги дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара
Одним из самых актуальных вопросов современного образования является воспитание нравственности и сохранение духовности подрастающего поколения. Важнейшим инструментом разностороннего воспитания можно назвать школьные музеи. При этом музей — это не только надежный хранитель исторической памяти и наследия прошедших эпох, его задачами опосредованно является воспитание человека. Многочисленные исследования доказывают, что в рамках музейного пространства одной из самых распространенных и эффективных форм работы с детской аудиторией являются разнообразные формы экскурсионных программ. В свою очередь, экскурсия, несомненно, обладает многоаспектным воспитательным потенциалом.
Главное, ради чего создается школьный музей, — дети: их обучение, воспитание, развитие и социализация. Важно отметить, что музей – не «шкатулка» с ценными экспонатами. Ключевыми понятиями деятельности школьного музея должна являться активность. В связи с этим большое значение уделяется подготовке актива музея из состава обучающихся школы. Отметим, что специфика обучения в школьном музее заключается в сочетании теории с практикой непосредственно в работе с экспонатами музейного пространства. Именно в процессе организации музейной выставки или экскурсионной программы ребята становятся в той или иной степени квалифицированными хранителями, реставраторами, экспозиционерами, художниками, экскурсоводами.
Центр внешкольной работы «Парус» г.о. Самара реализует программу дополнительного образования «Школа юного экскурсовода» (далее «ШЮЭ», целью которой является популяризация краеведческих знаний и формирование у обучающихся целостного представления о регионе. Базой для реализации данной программы на протяжении нескольких лет является, в том числе, музей Боевой славы «Парад 7 ноября 1941 г. в городе Куйбышеве» Лицея «Технический» г.о. Самара.
В рамках сотрудничества обучающиеся «ШЮЭ» из числа лицеистов ежегодно участвуют в подготовке и проведении экскурсий в честь Памяти Парада 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве. Музейная экскурсия каждый год имеет определенную тематику, представленную главными организаторами Парада памяти в Самаре. На встрече часто присутствуют представители администрации города, области.
Одним из актуальных на сегодня форматов проведения экскурсии можно назвать применение QR-кодов в рамках организации виртуальной экскурсии. Педагоги, методист музея, ветераны — участники знаменитого Парада и музейный актив лицея разработали квест-программу «Секретное досье». Легенда квеста относит участников в будущий XXIII век, откуда им предстоит расследовать детали проведения Парада 7 ноября 1941 года. Участники, обладающие смартфоном, выходом в Интернет и программой считывания QR-кодов могут в игровой форме освоить краеведческую информацию. Квест представлен на сервисе «izi.TRAVEL».
Важно отметить, что экскурсия не может быть статичной. Многое зависит не только от количества и способа расположения музейных экспонатов, но, прежде всего, от наличия территории для передвижения. В связи с чем педагоги и музейный актив адаптируют разработанный экскурсионный продукт под определенные запросы общества. Так, для начальной школы в 2022 году была разработана экскурсия по музейному пространству с применением интерактивных заданий. Юные экскурсоводы музея в рамках ежегодных Рождественских встреч принимают у себя в гостях митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия. В 2023 г. для данного мероприятия экскурсия включала рассказ о роли православия в годы Великой Отечественной войны на территории г. Куйбышева и области.
Другим интересным проектом уже несколько лет служит Областной фестиваль «Новое поколение экскурсоводов» — уникальный проект, где студенты и школьники выступают в роли юных экскурсоводов и проводят экскурсии и прогулки для гостей и жителей города Самары. Для участия в фестивале «Новое поколение экскурсоводов» педагогами ЦВР «Парус» был разработан экскурсионный продукт под названием «Челлендж. Операция «Парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве»». Задача юных экскурсоводов-лицеистов — пройти тот путь, который прошли многие участники знаменитого Парада 1941-го в г. Куйбышеве.
Умение свободно общаться с новой аудиторией, обладание определенными навыками интересно подать информацию воспитывает и активизирует интерес к истории родного края и страны в целом. Владение определенными методическими приемами организации и проведения экскурсионной программы способствует воспитанию организационных умений как отдельного экскурсовода, так и команды в целом. Экскурсия активизирует воспитательный потенциал через развитие эрудиции, ораторских, коммуникабельных способностей. Способность действовать единой командой, с четким пониманием цели и способов ее достижения, с последовательным продумыванием и прохождением всех этапов, с осознанием неповторимости и уникальности конечного результата, несомненно можно считать успешным способом реализации воспитательного потенциала в рамках экскурсий в музейном пространстве. В свою очередь, музейное пространство обладает широкими возможностями для организации и проведения экскурсионных программ разных форматов, каждый из которых имеет свою определенную специфику.