Формирование правовой культуры школьников с помощью метода социальных проектов


Пашинская Марина Владимировна, учитель истории и обществознания

МБУ “Школа № 90” г.о.Тольятти

Проблема социализации детей актуальна в течение всей истории цивилизованного человечества. Стремительно меняющийся мир, так называемый VUCA- мир, придает этой  проблеме еще большую многогранность.

 Важнейшей составляющей процесса обучения, воспитания личности ребенка является формирование правовой культуры. Это понятие в современной социологии, педагогике, культурологии  может истолковываться по-разному.

Правовая культура личности предполагает наличие правовых знаний, правовой информации,  превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения, готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

К структурным компонентам правовой культуры относят:

— правовое поведение;

— отношение личности к праву и другим правовым явлениям;

— осознание их ценности, уважение к правам другого человека;

— привычка правомерного поведения;

— социально-правовая активность.

Общеобразовательная  школа играет особую роль  в процессе формирования правовой культуры школьника. Современные образовательные и воспитательные программы включают в себя разнообразные урочные и внеурочные формы, а также методы развития у обучающихся правовой культуры. Так, например, уроки истории, обществознания, права и экономики способствуют развитию правовых знаний, формированию ценностного отношения к праву и закону. Система внеклассной работы, включающая в себя классные часы, школьное самоуправление, олимпиады, волонтерство и многое другое,  также нацелена на воспитание у подрастающего поколения правовых знаний и способов правового поведения.

Одним из наиболее практико-ориентированных и эффективных методов формирования правовой культуры современного школьника является метод социальных проектов. Деятельность обучающихся и педагогов в ходе работы над проектом достаточно сложная, многозадачная, включает несколько основных этапов: подготовительный, поисковый, аналитический, практический, контрольный. На первом этапе обучающиеся с педагогом выбирают социально-значимую проблему, изучают общественное мнение и ее актуальность. Уже на этом этапе происходит актуализация правовых знаний, т.к. большинство социально-значимых проблем общества имеют правовую основу и регулируются нормативными документами. Поэтому прежде чем определять  цели и задачи, содержание, ресурсы и бюджет социального проекта, школьники изучают содержание нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного уровней по данной проблеме.  На следующих этапах участники занимаются поиском деловых партнеров, составляют предложения по проекту, проводят официальные переговоры. Получают необходимые ресурсы, проводят  запланированные мероприятия. Такая активная социальная деятельность предполагает формирование у обучающихся умения самостоятельно  составлять обращения в органы власти разного уровня, писать деловые письма в общественные организации. Ребята на практике получают опыт общения и взаимодействия с представителями власти. Формируется представление о различных правовых способах гражданской активности.  

С конца 1990 — начала 2000-х  гг.  такой социальный проект, как «Гражданин» становится неотъемлемой частью региональной системы гражданского образования в Самарской области. В 2022-23 учебном году в конкурсе социальных проектов «Гражданин» были предложены следующие номинации:

  1. «Сохранение и развитие культурного и исторического наследия»
  2. «Устойчивое развитие»
  3. «Развитие добровольческих практик»
  4. «Развитие правовой грамотности»
  5. «Развитие финансовой грамотности».

Выбор социально-значимой проблемы в рамках любой из выбранных номинаций позволяет формировать правовую грамотность школьников, социальную активность и законопослушность. Участие в номинациях «Развитие правовой грамотности» и «Развитие финансовой грамотности» полностью погружают ребят в правовую сферу. Работая над каждым этапом, участники развивают правовые знания, контактируют  с представителями власти, местного самоуправления, правоохранительных и финансовых структур. Важный критерий успешности социального проекта – реализация полученного результата коллективной деятельности в общественной практике. Ребята должны увидеть, что их предложения и продукты проекта востребованы на уровне их школы, микрорайона, города, села и способствуют решению конкретных социальных проблем. Примером такой реализации может служить распространение среди старшего поколения городского микрорайона памяток по безопасному использованию банковских карт, а также беседы о мошенничестве и других социальных аспектах их жизни.   Таким образом, реализация такого рода социальных проектов в школе и  выход на социально-значимые мероприятия служит самым лучшим доказательством, что создание развитого, правового, безопасного общества  зависит не только от властей, но и от каждого из нас. Подрастающее поколение  на практике получает  опыт правового поведения по решению многих социальных проблем.