«Формирование медийно-информационной грамотности педагогов в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования детей»
Степанова Лариса Ильинична, старший методист ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ №1 г.Нефтегорска
В рамках реализации приоритетных проектов Российской Федерации, в том числе «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», осуществляется ряд мер по внедрению цифровых технологий в образовательную среду.
В этой связи от педагога требуются новые подходы в области организации образовательной деятельности, включая Интернет- безопасность участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). Традиционные средства обучения постепенно меняются на цифровые.
Наглядные средства обучения сегодня выглядят как тематические видеоматериалы, цифровые презентации, электронные книги, фото и видеоматериалы, обучающие платформы, разработанные схемы и таблицы в формате интерактивной доски. Технические приспособления, учебное и учебно-производственное оборудование меняется на программное обеспечение в виде фотошопа, приложений и др. программного обеспечения в зависимости от вида деятельности педагога, интерактивные доски. Средствами коммуникации стали платформы телемост, СФЕРРУМ, ПРУФФМИ и др..
Современный педагог дополнительного образования должен идти в ногу со временем. Отставание в данной области может привести к снижению (отсутствию) у воспитанников интереса к определенному виду творчества и образовательной деятельности в целом.
В этой связи, в 2021 году в Центре детского творчества «Радуга» г.Нефтегорска была запущена Практико-ориентированная программа для педагогов дополнительного образования «Медийно-информационная грамотность в образовательном пространстве». Срок реализации программы -4 года (2022-2025 гг.).
Первым этапом реализации Программы являлся диагностическим. Его цель- определение уровня владения педагогами информационными технологиями.
В результате диагностики все педагоги Центра условно разделены на 3 группы:
• Первая группа имеет самый низкий уровень умения работы на компьютере (наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ). Низкий уровень мотивации к овладению ИКТ-грамотностью.
• Вторая группа продемонстрировала базовые умения работы на компьютере. Для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.
• Третья группа с высоким уровнем владения цифровыми технологиями и мотивацией к совершенствованию данной деятельности.
Одним из основных принципов реализации Программы является принцип взаимообучения. Педагоги, владеющие теми или иными Интернет-технологиями, обучают своих коллег с меньшим уровнем знаний в той или иной области деятельности. Обучение заключается в знакомстве с общей информацией и в демонстрации применения ее на практике в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Основной этап Программы включает в себя следующие разделы:
• овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
• владение навыком создания Яндекс-форм различной степени сложности;
• приобретение навыка работы в различных мессенджерах;
• подбор различных платформ для организации обучения в зависимости от их возможностей и степени сложности («Сферум», «Jazz by Sber» и др.);
- приобретение навыка работы в Российской операционной системе «Альт Образование»,
• приобретение навыка работы с интерактивными онлайн-досками для организации совместной деятельности «ПРУФФМИ»;
• умение работать в фото и видео редакторах с использование различных программ «Моvavi», «VivaVideo» «Pinakl Studio»; видеотехнологии в образовании: анимация в программе «Объясняшки», запись скринкаста;
• подбор и освоение приложений в соответствии с тем или иным видом творчества (для рисования Sai Paint Tool, для построения выкроек «Valentina», «Закройщик» и др., для дизайна интерьера «SketchUp»
- применение здоровьесберегающих технологий и культурно-нравственного подхода.
Программа в Центре «Радуга» действует 1 год. Имеются положительные результаты. В настоящее время в рамках реализации Программы, низкий уровень ИКТ- компетентности имеют 7% педагогических работников учреждения, средний-67%, высокий- 26%.
Педагоги находятся на этапе овладения навыками работы с интерактивными досками для организации совместной деятельности, видео технологиями, приложениями и образовательными платформами для дальнейшего применения знаний и навыков при разработке учебно-методических комплексов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ воспитания.
Владение современными ИКТ –технологиями педагогические работники продемонстрировали в ходе участия в подготовке и проведении областной стажерской площадки на базе ЦДТ «Радуга» в 2022 году. В связи с применением дистанционных форм, коллеги представили свои выступления, мастер-классы в формате видеоматериалов разработанных на основе собственного опыта. Информационные ресурсы используются при разработке и реализации программ с элементами дистанционного обучения.