Формирование эмоционального интеллекта у подростков (из опыта работы МБУ ДО «ЦВО «Творчество»)
Григорьева Инна Юрьевна,методист МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о.Самара
Эмоциональный интеллект — это способность точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, способность получать доступ и/или генерировать чувства, когда они помогают мышлению, способность к пониманию эмоций и эмоциональному знанию и способность генерировать эмоции ради эмоционального и интеллектуального роста — такое определение дают американские психологи П. Саловей и Дж.Майер.
В настоящий период времени эмоциональный интеллект в обществе приобретает известность и значимость. Это можно объяснить следующими причинами: потребность людей в определении, распознавании и управлении эмоциями и убеждение, что развитая эмоциональная сфера личности способствует более успешному процессу социализации и самоактуализации.
По результатам исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН около 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения, немалую роль в развитии которых играют психологические факторы. В ХХI веке новые социально-психологические факторы определяют специфику развития личности подростка. Стремительно растёт информационное пространство, интенсифицируется интернет-коммуникация. Всилу незрелости личности подростки оказываются не в состоянии совладать с потенциально неограниченным потоком информации. В настоящее время в России каждый десятый школьник имеет выраженные признаки игровой и интернет-зависимости. Они притупляют чувства, тормозят развитие личности и приводят к эмоциональному оскудению.
Как утверждает Дэниел Гоулман, существуют две противоположные тенденции: одна отражает растущее неблагополучие в эмоциональной жизни нашего общества, другая свидетельствует о появлении некоторых эффективных средств оздоровления сложившейся обстановки. [1, с.5]
Методистами МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о.Самара была разработана и успешно апробирована сквозная дополнительная общеобразовательная программа по развитию эмоционального интеллекта «EQ (эмоциональный интеллект). Развитие эмоционального интеллекта – залог успешного человека» (далее — Программа), рассчитанная на подростков 13-15 лет. Программа представляет собой комплекс профилактических, воспитательных психолого-педагогических мероприятий, способствующих развитию эмоционального интеллекта, устойчивости к агрессивному воздействию внешней среды.
Целью Программы является развитие сопереживания, одной из важнейшей составляющей эмоционального интеллекта, через формирование культуры общения ребенка с животным миром.
Хотим отметить, что Программа ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребенка, помощь ему в самореализации его собственного жизненного предназначения.
Разработчики программы считают, что люди, имевшие в детстве питомцев, являются более чуткими, умеют работать с людьми разных категорий, демонстрируют более высокую самооценку. Стоит сразу отметить, что просто наличие животного в доме воспитательного значения иметь не будет — у ребенка по отношению к животному непременно должны быть обязанности.
Развитие эмоционального интеллекта через общение с животным миром также позволяет минимизировать риск развития нескольких распространенных проблем современного школьника: общего эмоционального неблагополучия, несамостоятельности, избалованности, проблему разрешения конфликтов, социального расслоения, дефицита времени, роста ответственности за свой выбор, слабое здоровье.
Ведущими методами данной программы являются методы педагогической поддержки: метод «устранения плохих привычек», метод «выработки хороших привычек», метод «выработки положительных черт характера», метод «гашения отрицательных переживаний», метод «достижения согласия с самим собой», метод «достижения гармонии с окружающими».
В рамках реализации программы учащиеся знакомятся с различными классификациями базовых эмоций, учатся отличать эмоции от чувств, приобретают навыки управления своим эмоциональным состоянием, пробуют распознавать эмоции своих питомцев и окружающих людей в изменяющихся условиях. Большое внимание в процессе реализации Программы уделяется моделированию проблемных ситуаций, формированию навыков взаимодействия с группами людей, нахождению путей урегулирования конфликтов. В ходе реализации Программы учащиеся имеют возможность общаться с животными Детского клуба любителей собак «Унипес» МБУ ДО «ЦВО «Творчество».
Методическое пособие, составленное к Программе, содержит разработки отдельных занятий и диагностический материал, предусмотренный программой.
Педагогический коллектив ЦВО «Творчество» надеется, что данная программа станет одним из средств для решения проблемы формирования эмоциональной сферы подростка.
Использованная литература:
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект/Д. Гоулман. – Москва: АСТ, 2018. – 107 с.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. — М., 2014.