Система работы педагога-организатора по формированию базовых ценностей личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования
Мухаметова Сауле Утепкалиевна, педагог-организаторЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска
Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе.
В ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска духовно-нравственное воспитание детей всегда является одним из ключевых направлений деятельности и осуществляется на протяжении многих лет.
Важная воспитательная роль в формировании базовых ценностей обучающихся принадлежит и педагогу-организатору.
В работе с детьми создаются условия по формированию духовно-нравственных ценностей на примере изучения культурно-исторического наследия страны, сохранение общей культуры.
Основные направления воспитательной работы в ЦДТ «Радуга»:
- организация конкурсов, выставок,
- подготовка участия в фестивалях;
- проведение воспитательных мероприятий и тематических праздников;
- реализация культурно-досуговых и профилактических программ;
- оказание консультативной помощи педагогам Центра — разработка различных сценарных материалов, музыкальное и художественное оформление мероприятий.
Одной из эффективных форм реализации духовно-нравственного воспитания является проведение и участие обучающихся в творческих конкурсах, которые способствуют приобщению детей и подростков к истокам православных традиций и культуры: литературный конкурс «С чего начинается Родина», «Православные Чтения (Варваринские)»; выставки: «Русь моя православная», посвященная Дню города Нефтегорска и Дню Победы, выставки в рамках праздниковпо возрождению народных традиций и промыслов «Кузьминки», «Рождественские посиделки», «Родные мотивы», «Символы великой России», «Родная глубинка».
Другая форма духовно-нравственного воспитания — это организация участия воспитанников и педагогов в областной профильной смене «Берестечко»; Областных фестивалях народной культуры «Наследники традиций»; «Символы великой России»; «Свет Бересты», «Народный умелец»; Всероссийском детском фестивале народной культуры «Наследники традиций» и других. Проектная деятельность в детских объединениях декоративно-прикладного направления предполагает создание единой системы воспитательной деятельности в ЦДТ «Радуга» на примере изучения народных промыслов. Реализованы проекты по созданию стилизованных костюмов «Самаряночка», «Ярмарка», «Цветы России», «Русская душа».
В рамках патриотического воспитания обучающихся ежегодно разрабатывается и реализуется план воспитательных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию. Он предполагает участие воспитанников в конкурсах и проведение тематических занятий, встреч с тружениками тыла, участие в городских и муниципальных акциях.
Залогом успешной воспитательной деятельности с детьми является сотрудничество педагога-организатора с родителями. Важная задача — вовлечь их в воспитательный процесс. Для работы с родителями используются такие формы, как: индивидуальные беседы, родительские собрания, лекции.
Ежегодно в мероприятиях ЦДТ «Радуга» активное участие принимают и родители: в праздниках «День матери», «Кузьминки», «Рождественские посиделки». Результатом взаимодействия является то, что родители активно посещают концерты с участием детей, участвуют социально-значимых акциях, проектах, в спортивных соревнованиях вместе с детьми.
Каждое мероприятие содержит конкретные педагогические цели и задачи, направленные на ожидаемый и диагностируемый результат.
Таким образом, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, родителей и детей в дополнительном образовании способствует формированию гармоничной личности, развитию ценностно-смысловой сферы, посредством приобщения к духовно-нравственным и базовым национальным ценностям.
Показателем эффективной работы педагога-организатора по формированию базовых ценностей являются активность обучающихся, педагогов, родителей и высокие достижения воспитанников на конкурсах и выставках. Воспитательный эффект заключается в сформированной у детей и подростков системе национальных ценностей, приобретении опыта нравственной, общественно значимой деятельности, мотивации и способности к духовно — нравственному развитию.