Система работы педагога-организатора по формированию базовых ценностей личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования


Мухаметова Сауле Утепкалиевна, педагог-организаторЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска

Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе.

В ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска духовно-нравственное  воспитание детей всегда является одним из ключевых направлений деятельности и осуществляется на протяжении многих лет.

Важная воспитательная роль в формировании базовых ценностей обучающихся принадлежит и педагогу-организатору.

В работе с детьми создаются условия по формированию духовно-нравственных ценностей на примере изучения культурно-исторического наследия страны, сохранение общей культуры.

Основные направления воспитательной работы в ЦДТ «Радуга»:

  • организация конкурсов, выставок,
  • подготовка участия в фестивалях;
  • проведение воспитательных мероприятий и тематических праздников;
  • реализация культурно-досуговых и профилактических программ;
  • оказание консультативной  помощи  педагогам Центра  — разработка  различных сценарных материалов, музыкальное и художественное оформление мероприятий.

Одной из эффективных форм реализации духовно-нравственного воспитания является проведение и участие обучающихся в творческих конкурсах, которые способствуют приобщению детей и подростков  к истокам православных традиций и культуры: литературный конкурс «С чего начинается Родина», «Православные Чтения (Варваринские)»;  выставки:  «Русь моя  православная», посвященная Дню города Нефтегорска и Дню Победы,  выставки в рамках праздниковпо возрождению народных традиций и промыслов «Кузьминки», «Рождественские посиделки», «Родные мотивы», «Символы великой России»,     «Родная глубинка».

Другая форма духовно-нравственного воспитания  — это организация участия воспитанников и педагогов  в областной  профильной смене «Берестечко»; Областных фестивалях народной культуры «Наследники традиций»; «Символы великой России»; «Свет Бересты», «Народный умелец»; Всероссийском детском  фестивале народной культуры «Наследники традиций» и других. Проектная деятельность в детских объединениях декоративно-прикладного направления предполагает создание единой системы воспитательной  деятельности в ЦДТ «Радуга» на примере изучения народных промыслов. Реализованы проекты по созданию стилизованных костюмов «Самаряночка», «Ярмарка»,  «Цветы России»,   «Русская душа».

В рамках патриотического воспитания обучающихся ежегодно  разрабатывается  и реализуется  план воспитательных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию. Он предполагает участие воспитанников в конкурсах и  проведение тематических занятий, встреч с тружениками тыла, участие в городских и муниципальных акциях.

Залогом успешной воспитательной деятельности с детьми является сотрудничество педагога-организатора с родителями. Важная задача — вовлечь их в воспитательный процесс. Для работы с родителями используются такие формы, как: индивидуальные беседы, родительские собрания, лекции.

Ежегодно в мероприятиях ЦДТ «Радуга» активное участие принимают и родители: в праздниках  «День матери», «Кузьминки», «Рождественские посиделки». Результатом  взаимодействия является то, что родители активно посещают концерты с участием детей, участвуют   социально-значимых акциях, проектах,  в спортивных соревнованиях вместе с детьми.

Каждое мероприятие  содержит  конкретные педагогические цели и  задачи, направленные на ожидаемый и диагностируемый результат.

Таким образом,  целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, родителей  и детей в дополнительном образовании способствует  формированию  гармоничной личности, развитию ценностно-смысловой сферы, посредством приобщения к  духовно-нравственным  и базовым национальным  ценностям.

Показателем эффективной работы педагога-организатора по формированию базовых ценностей являются активность обучающихся, педагогов, родителей и высокие достижения воспитанников на конкурсах и выставках. Воспитательный эффект заключается в сформированной  у детей и подростков системе национальных ценностей, приобретении опыта нравственной, общественно значимой деятельности, мотивации и способности к духовно — нравственному развитию.