Реализация воспитательной программы в учреждении дополнительного образования (из опыта работы МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о.Самара)
Синякина Елена Владимировна, Силенок Оксана Олеговна, методисты МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара
«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы» К. Гельвеций
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях, в МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара (далее — Центр) разработана программа воспитания «ВЕКТОРиЯ».
Коллектив Центра считает, что помочь человеку определиться с выбором правильного вектора жизненного пути призвано именно образовательное учреждение. Во многом от педагога зависит, что его сегодняшний ученик будет жить по принципу: «Я – личность. От меня зависит, каким будет мир завтра. Я могу, умею и хочу жить в цивилизованном государстве».
Программа «ВЕКТОРиЯ» призвана обеспечить достижение обучающимися следующих личностных результатов: ценностные установки и социально-значимые качества личности, мотивацию к познанию и обучению, готовность обучающихся к саморазвитию, формирование у обучающихся основ российской идентичности, активность в социально-значимой деятельности.
В рамках реализации программы воспитательная деятельность в Центре осуществляется по направлениям: духовно-нравственное воспитание, формирование российской идентичности, патриотическое воспитание, гражданское воспитание, художественно-эстетическое воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание.
Ключевой фигурой воспитания является педагог дополнительного образования — руководитель детского объединения. Так как «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…»[1], каждое занятие по каждой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Центра содержит воспитательный аспект. Педагоги Центра ориентированы на формирование коллективов в рамках детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
Основой годового плана воспитательной работы являются общие для всего Центра мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов. Во время организации и проведения таких мероприятий отсутствует элемент соревновательности между детскими объединениями, педагогами поощряется взаимодействие ребят из разных детских коллективов.
Педагогическим коллективом создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в коллективных делах.
Программа предусматривает возрастные психологические особенности обучающихся. Основой воспитания дошкольников и школьников младшего возраста является создание благоприятных условий для усвоения ими знаний основных норм и традиций общества. В воспитании подростков приоритетом является создание условий для развития социально значимых отношений обучающихся, так как в этом возрасте для детей особо важным является приобретение и становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Приоритетным в воспитании детей более старшего возраста является создание условий для приобретения юношами и девушками опыта осуществления социально значимых дел. Ребята стоят на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор дальнейшего жизненного пути им поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в Центре.
Важная роль в программе отведена работе с родителями учащихся. Это и информирование родителей об успехах и проблемах их детей, организация родительских собраний, организация в детском объединении семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и Центра и др.
В рамках реализации воспитательной программы «ВЕКТОРиЯ» применяются разнообразные формы и методы работы, среди них можно выделить несколько групп: формы и методы организации жизнедеятельности детского коллектива (коллективно-творческие дела, участие обучающихся в планировании деятельности своих детских объединений, мастерские, лаборатории, малый университет, театр-студия моды, клубы, штабы и др., конкурсы подростковых клубов, соревнования спортивных команд, соревнование творческих детских объединений); методы формирования коммуникативных навыков (уважение, педагогическое требование, понимание и сочувствие, круглые столы, дискуссии, конференции, лекции, диалоги, гостиные и др.), метод спирали.
В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом, что во мне хорошего и что плохого? Что для меня хорошо и что для меня плохо?»[2] Педагогический коллектив Центра считает, что именно так активизируется процесс становления личности, формирование у детей способности к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию и самореализации идёт через повторение по спирали, каждый раз на более высоком уровне, триады: упражнение, рефлексия, коррекция. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Динамика личностного развития детей и подростков отслеживается также посредством педагогического анализа результатов анкетирования по методикам диагностирования личностного роста обучающихся, их творческого развития и профессиональных интересов.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации»
[2]Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.:Просвещение, 1973 г.