Формирование представлений о семейных ценностях через знакомство с русским фольклором
Маркова Ольга Григорьевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Общение поколений» г.о.Самара
Как не существует страны без собственной истории, так и не может существовать семья без семейных традиций, любви и взаимоуважения.
Формирование семейных ценностей сегодня является одной из главных задач воспитания и образования. Вопросы сохранения семейных традиций актуальны и сегодня. Народная мудрость, заклинания в пословицах звучат так: «Согласье да лад в семье клад», «Дерево держится корнями, а человек семьей». В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания.
Традиции — это то, что делает семью уникальной, объединяет всех членов семьи. Традиция – это то, что унаследовано от предшествующих поколений. Знакомство и изучение фольклорного творчества своего народа является путем становления семейных традиций и семейной культуры, сохраняет главный принцип фольклора- преемственность поколений.
Образование в нашей стране направлено на всестороннее развитие личности. Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства в современном обществе и сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В системе дополнительного образования сотрудничество с семьей становится все более востребовано и актуально используются различные формы и методы. Разнообразные мероприятия и программы совместной деятельности детей и родителей позволяют ближе познакомиться со спецификой образовательного учреждения и знакомят с его воспитывающей и развивающей средой. Приобщение родителей к педагогическому и воспитательному процессу позволяют создать условия по сохранению семейных ценностей.
«Жизнь без праздника, что еда без хлеба», — гласит пословица. Праздник, это наиболее эффективная форма работы для формирования семейных ценностей. На своих занятиях мы активно используем календарные праздники для обогащения детей и их родителей знаниями о русской культуре. Дети с удовольствием играют в народные игры, исполняют песни, знакомятся с обычаями. Традиционными стали такие праздники, как Осенины, Кузьминки, Кудесы, Масленица, «Пасха».
Наиболее активное участие родители принимают в праздничных и концертных программах, выездах на фестивали и экскурсии. Все это способствует развитию семейных традиций, положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся. На фольклорных праздниках радостно видеть родителей, бабушек, дедушек, причём не только в качестве зрителей. Родители вносят свой вклад в педагогический процесс: они принимают активное участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении костюмов и атрибутов. Творческий подход к организации мероприятий помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.
В результате такой совместной работы, у родителей замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.
Дополнительная общеобразовательная программа «Детский музыкальный фольклор», реализуемая в условиях детского сада на основе традиционной русской народной культуры, помогает сформировать и внедрить такие семейные ценности, как уважение друг к другу, доверительные отношения, забота и взаимопомощь, воспитание детей в любви. Успешное развитие системы дополнительного образования детей в условиях детского сада позволяет улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок. Более того, саморазвитие непосредственно касается и самих педагогов. Ведь для профессионального роста необходимо взаимное посещение занятий, проведение открытых мероприятий и их анализ. При дальнейшем развитии данного подхода повысится педагогический потенциал дополнительного образования, что влияет не только на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка и семьи в целом.