Современные тенденции гражданского воспитания подрастающего поколения


Пахомов Владимир Петрович, кандидат исторических наук, Заслуженный учитель РФ, научный руководитель сектора гражданского воспитания ЦВПГ ГБОУ ДО СО СДДЮТ

Проблема гражданского становления подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом государства, ныне одна из актуальнейших, основой вовлечения молодежи в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед обществом.

Именно это направление воспитания юношества руководство страны считает приоритетным.

Президент Российской Федерации В.В.Путин 1 июня 2012 г. подписал важнейший Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на период 2012-2017 годов», в котором четко ставится задача — «формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности».

Здесь имеется очень актуальный раздел «Дети — участники реализации национальной стратегии», где определяются такие приоритеты воспитания, как: «привлечение детей к участию в общественной жизни, внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, разработка стандартов и методик участия детей в различных сферах жизнедеятельности».

В сентябре 2014г. Правительство Российской Федерации утвердило «Концепцию развития дополнительного образования детей», в которой имеется целый ряд позиций, созвучных нашему динамичному времени:

— актуальной становится такая организация образования, которая бы обеспечивала способность человека включиться в общественные и экономические процессы;

— становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности;

— в условиях информационной социализации дополнительное образование может стать инструментом формирования ценностей, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен».

После поистине всенародного обсуждения Правительство России в мае 2015 г. утвердило «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». Стратегия определяет комплекс действий, направленных на воспитание подрастающего поколения, адекватных динамике социально-экономических и социально-политических изменений в жизни России:

  • активная социализация осуществляется через включение воспитанников в различные виды социальных отношений;
  • воспитание высоконравственного компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную;
  • развитие гражданской активности и компетентности молодежи проявляется в решении актуальных проблем местного сообщества.

В июле 2020 года Государственная Дума Российской Федерации утвердила внесенный Президентом РФ В.В.Путиным перечень дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», связанных с усилением гражданско-патриотического воспитания на всех уровнях образовательного процесса в России.

В конце 2022 года был обнародован Указ Президента РФ «Об утверждении государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских ценностей» (№ 809 от 9 ноября 2022 г.). В этом документе среди важнейших традиционных ценностей отмечаются «патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу».

Резюмируя этот массив важнейших документов современной российской воспитательной стратегии, можно увидеть, что важнейшей задачей государства и школы является формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции. Гражданская позиция школьника — интегративная система отношений личности к государству, обществу, к самому себе как к гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и проявляющихся в деятельности. Сегодня, когда Самарская область входит в режим своего динамичного развития и эффективного позиционирования в стране по целому ряду социально-экономических достижений, крайне важно вооружить молодое поколение самарцев эффективными приемами органичного вхождения в социум, чтобы наравне со взрослыми оно могло активно участвовать в решении животрепещущих задач.