Классификация основных уровней сложности и показателей деятельности учащихся в разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
Ермолаева Татьяна Ивановна.,
методист-куратор учебных филиалов г. Самары
НФ «Детского епархиального образовательного центра»,
Почетный работник образования РФ
Разноуровневое обучение в настоящее время приобретает все более широкое применение и распространение в сфере дополнительного образования. Принцип разноуровневости позволяет ребенку, обучающемуся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (далее – ДООП) заниматься на своем уровне сложности, в индивидуальном темпе, объеме, форме, режимах (офлайн, онлайн), выбирая учебный материл, в зависимости от своих притязаний, индивидуальных способностей, образовательной подготовленности (продвинутости) в различных предметных областях, предметах, модулях и различных технологиях. В то время как педагогу дополнительного образования уровневый подход позволяет работать с различными возрастами и категориями детей.
При создании разноуровневых ДООП педагоги дополнительного образования и методисты обращаются к современным подходам по проектированию этого вида программ, о которых упоминается в: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», приказе Минпросвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации…» (в ред. 2020 г.), «Концепции развития дополнительного образования до 2030 года» (утв. в 2022 г.),«Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (утв. приказом Минпросвещения РФ в 2019 г.), федеральных и областных методических рекомендациях по разработке ДООП (утв. в 2015, 2020 и 2022 гг.). Разноуровневые программы отмечаются как «перспективные эффективные программы», необходимые для дальнейшего преобразования, обновления современного банка программ и актуальных технологий преподавания в рамках ДООП. Исходя из опыта разработки уровней различных образовательных областей разноуровневых ДООП в НФ «ДЕОЦ», мы пришли к выводу, что важно на этапе предварительной работы выделить области содержания программы, где будут представлены уровни выполняемых заданий учащимися, градацию самих уровней, а также показатели представления результатов учебной и воспитательной работы учащихся. Именно эти важные аспекты и явились основными составляющими нашей таблицы-матрицы классификации уровней в разноуровневых дополнительных общеразвивающих программах )см. таблицу 1).
Таблица 1
Матрица классификации уровней и показателей
Деятельности обучающихся в программе
N п/п | Область содержания программы | Уровни выполняемых заданий | Показатели итогов деятельности обучающихся в зависимости от сложности учебной деятельности |
1. | Уровни освоения содержания программы (с точки зрения заинтересованности и продвинутости учащихся) | Инвариантный (обязательный) Вариативный (по желанию) | Освоение необходимого объема содержания по данной теме модуля для выполнения несложных (стартовых и базовых) заданий;Освоение необходимого и достаточного объема содержания по данной теме модуля для усложненных и углубленных заданий программы |
2. | Уровни освоения учебного материала | 1)Стартовый (репродуктивный) 2)Базовый (продуктивный) 3)Углубленный (творческий) | Выполнение несложных заданий в ограниченном количестве освоения приемов и техник. Участие в экскурсиях, мини-походах на уровне учреждения, детского объединения;Выполнение заданий частично-поискового, продуктивного характера, по результатам которых учащиеся готовят отчет (мини-портфолио), прибегая к различным видам деятельности: непосредственно краеведческой, туристской, оформительской, другой, показывая себя в роли юных гидов, журналистов, инструкторов и т.п. Активное участие в экскурсионной, походной деятельности в составе детского коллектива, другое. Участие в конкурсах муниципального уровня. Коллективная и индивидуальная исследовательская деятельность;Выполнение роли ведущего (юного инструктора) в рамках организации, экскурсий, походов, в том числе паломнических, другое. Создание и реализация проектов разных видов (учебный, исследовательский, социальный и др.). Выполнение творческих заданий и проектов. Наставничество при работе в малых группах. Активное участие (или частичная организация) экскурсионно-походной, волонтерской и природоохранной деятельности коллективно и индивидуально. Участие в краеведческих конкурсах, олимпиадах и т.п. состязаниях различного уровня |
3. | Освоения функциональных компетенций по предмету, а также сложности и глубины освоения содержания в предметной области | 1)Стартовый или ознакомительно-функциональный 2) Базовый или функционально-деятельностный 3) Углубленный или функционально-компетентностный | Учащийся освоил понятия, нормы, правила, освоил основные ЗУ, сделал первые практические пробы по осваиваемой теме, разделу или предметной области;Учащийся помимо предметных знаний, умений, решает практические (поведенческие) задачи, выстраивает адекватные отношения, применяя необходимые правила в данной области; проявляет способности к логическому мышлению, обобщению, анализу, систематизации предметных знаний и умений, стремится выявить закономерности в предметной области;Учащийся не только легко работает с совокупностью понятий, норм, правил, а также выполняет практическую работу, применяя необходимые УУД, но и демонстрирует свою самостоятельность, инициативность, умение работать в команде в необходимой учебной области деятельности и отношений |
4. | Проявление мировоззренческой активности | 1)Уровень мироощущения, мировосприятия и миропонимания; 2)Уровень миропостижения; 3)Уровень мировоззренческих убеждений; уровень проявления инициативы в деятельности, самостоятельных решений | Учащийся может описать свои мироощущения, мировосприятие и миропонимание;Учащийся понимает и рассуждает о своем представлении о мире, его устройстве;Учащийся видит целостно ситуацию, представляет и умеет защитить свои убеждения в рамках мировоззренческой позиции, иногда проявляет склонность к мировоззренческой инициативе – выходу за рамки поставленной задачи и заданных шаблонов при разрешении мировоззренческих дилемм |
5. | Проектная деятельность | Стартовый Продуктивный Углубленный | Учащийся представляет итоговые сообщения или сочинения (5-10 лет), доклады (11-14 лет), рефераты (15-18 лет);Учащийся создает мини-проекты, которые решают несложные проблемы, выполняют практические или теоретические задачи;Учащийся самостоятельно занимается поисковой деятельностью, инициирует проблемы и формулирует цели проекта, создает проект теоретически и участвует (организует) его выполнение |
6. | Творческая деятельность | Репродуктивный 2)Частично-творческий или продуктивный 3) Креативный | Учащийся видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;Учащийся видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога, уже умеет создавать элементарные творческие продукты;Учащиеся выполняют практические задания с элементами творчества самостоятельно, умеют создавать законченные творческие продукты, проявляют инициативу в инструкторской деятельности в области творчества |
7. | Профориентационная деятельность | 1) Информационный (дошкольные и 1-5 классы) 2) Профессионального поиска (5-7 классы) 3) Профессиональное самоопределение (8-11 класс) | Учащийся имеет общие представления о содержании труда и стремится к расширению своих знаний о мире данной предметной (профессиональной) деятельности; знакомится с миром профессий; проявляет потребности в получении знаний о многообразии профессий; формирование уважительного отношения к людям любого труда, Учащийся расширяет спектр узнаваемых профессий, возможности познакомиться с представителями самых разных профессий; имеет представления о важности правильного выбора профессии с учетом современных, требований осуществляет предметно-профессиональные пробы в этом предметно-профессиональном направлении деятельности;Учащийся стремится к выбору для себя более узких областей в предметно-профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей |
Приведем примеры практических наработок различных уровней содержания модуля 1:«Традиции и вечные ценности родного края» адаптированной ДООП «Духовное краеведение Самарской губернии» (обучающиеся: 10-15 лет; 1 год обучения), где условные обозначения трактуются как: ИУ – инвариантный (обязательный) уровень, ВУ – вариативный (не обязательный) уровень; ОУ – ознакомительный уровень, БУ – базовый уровень, ПУ — продвинутый уровень:
Тема 1.3. Род, родство в жизни русского человека. Духовное родство
Теория. ИУ – диспут: «Понятие рода и родства на Руси. Три типа родства: кровное, духовное, свойское». Лекция — презентация и беседа: «Значение духовного родства в жизни русского человека».
ВУ – Интерактивная беседа: «Терминология кровного родства. Роль крестных родителей».
Практика. Тест-обсуждение: «Кто Я? Какой Я?».
ОУ: создание сообщения (иллюстрированного, презентационного сообщения) о традициях собственной семьи;
БУ: разработка мини-проекта по темам изучения истории, историко-культурных традиций своей семьи или семьи знаменитых земляков (темы в приложении).
ПУ: разработка проекта по теме: «История семьи – история страны» (или аналогичные темы по выбору).
[…]
Тема 1.4. Благотворительность в истории родного края
Теория. ИУ – Знакомство с понятием и значением «христианская заповедь на Руси», «любовь к ближним людям», «благотворительность», «меценатство».
ВУ: представление учащимися докладов: «Традиции благотворительности в стране, губернии, на малой родине (город/село)». Дискуссия: «Личная милостыня: материальная и духовная. Кому я бы подал милостыню?».
Практика. Организация и проведение благотворительного концерта. Преподнесение подарков-поделок, сделанных своими руками, в местной школе-интернате для детей с особыми образовательными потребностями (или доме для престарелых и др.), другие формы благотворительности (экскурсия «Дарим Вам свою экскурсию!», «Совместный поход в музей – лучший подарок» и др.)».
Поуровневые задания для учащихся программы в рамках промежуточной аттестации по модулю:
ОУ: сообщения о благотворительной, меценатской деятельности жителей Самарской губернии в разные времена развития края;
БУ: доклады (презентации) учащихся по теме: «Благотворительная деятельность православных религиозных организаций в годы Первой мировой войны в Самарской Губернии, на малой родине (город/село), в годы Великой Отечественной войны (далее – ВОВ);
ПУ: проекты по данной теме (примерные темы проектов представлены в приложении к программе).
[…..]
Контрольные вопросы и задания по итогам 1 модуля 1 года обучения
Итоговая викторина по данному модулю: «Самарская губерния: что? Где? Когда?» (вопросы для всех уровней учащихся)
- Какая дата является датой основания русского города Самара? И каким событием это было ознаменовано? (Считается, что 1586 год, когда по приказу царя Федора Иоанновича, воеводой князем Григорием Осиповичем Засекиным была построена самарская крепость).
- Когда была основана Самарская Губерния? И сколько лет она просуществовала? (В 1851 году. Просуществовала с 1851 по 1928 годы).
- Какие важные достопримечательности на территории нашего края, малой родины Вы знаете? (Ответы).
- Какие три типа родства в русских семьях Вы знаете? (Три типа родства: кровное, духовное, свойское).
- Какие Вы знаете источники изучения родного края? (Устные и письменные; памятники и памятные достопримечательности; печатные, статистические, картографические, археологические, этнографические, архивные и мн. другие).
- Какие формы исследования Вы знаете? (Интервью, работа в архивах, музеях; исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников и мн. другие).
- Какие методы исследовательской работы Вы знаете? (Метод проектов. Метод изучения интернет-материалов. Метод экскурсий. Объекты краеведческой деятельности).
- Что есть благотворительность? И какой благотворительной деятельностью когда-нибудь занимались Вы? Что такое меценатство и чем оно отличается или схоже с благотворительностью?
- Какие государственные и религиозные праздники знаете Вы? (День народного единства, День матери, День отца, День Победы (в т.ч. акция «Бессмертный полк») и др.; религиозные праздники: день Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), Рождество Христово; Сретение Господне; Прощеное воскресенье; Благовещение; День православной книги; Пасха и мн. другие).
- Какие религиозные (православные) праздники Вы празднуете в семье? (…).
- Другие вопросы (по выбору педагога и учащихся).
Примерные темы проектов по теме 1.3.
«Род, родство в жизни русского человека. духовное родство»
ОУ: сообщения по темам: «Славные традиции моей семьи», «Культурные традиции моей семьи», «Духовные традиции моей семьи», «Трудовыетрадиции семьи и мои трудовые занятия в семье», «Как зарождаются семейные традиции» и др.
БУ: мини-проекты по темам: «Наши семейные традиции и символика», «Три типа родства в моей семье», «Герб (гербы) в истории моей семьи», «Моя родословная», «Профессии моей семьи», «Традиции моей семьи как частица истории моего края» и др.
ПУ: проекты по темам: «История семьи – история страны», проект-рассуждение «Вся семья вместе и душа на месте…», «История и культура моей семьи», «Конфессиональные (православные, католические и др.) традиции моей семьи», «Традиции любимых книг в истории семьи», «Славные профессиональные традиции членов моей семьи», «Конфессиональные (православные, католические и др.) традиции моей семьи» и др.
В заключение можно сказать, что на сегодняшний день в нашем учреждении из 83 дополнительных общеразвивающих программ пока реализуется только 6 разноуровневых программ (это 7% от общего числа всех ДООП НФ «ДЕОЦ»). В последующие годы планируем, что количество таких программ значительно вырастет, несмотря на их сложность и многоплановость в разработке и реализации.
Используемая литература:
- Буйлова Л. Н. О методических аспектах разработки разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ. – М: ПроДОД, 2022. – URL: https://prodod.moscow/archives/23091 (дата обращения: 10.11.2022).
- Каргина З. А. Как разработать уровневую дополнительную общеразвивающую программу (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://clck.ru/32pM3j(дата обращения: 10.11.2022).
- Методические рекомендации по проектированию разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ/ РМЦ; ГБОУ ДО СО СДДЮТ. – Самара, 2021. – 42 с.
- Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ: учебно-метод. пособие / Л. Б. Малыхина, Н. А. Меньшикова, Ю. Е. Гусева, М. В. Осипова, А. Г. Зайцев / под ред. Л. Б. Малыхиной. – СПб: ГАОУ ДПО«ЛОИРО», 2019. – 155 с.
Семенова Т. И. Методические рекомендации по проектированию разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Матрица программы/ Т.И. Семенова; ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». – Тамбов, 2019. – 25 с.