Три Красные Шапочки и один волк (из опыта работы руководителя детского театра «ФАНТ»)
Клабуков Олег Александрович,
педагог дополнительного образования
СП ДТДиМ ГБОУ СО СОШ №14 г.о.Сызрань
Прочитав название статьи, вы, наверное, задумались: о чем это автор? Да все о том — о детском театре.
Я не профессионал, но в юности занимался в самодеятельном театре, и всегда сам хотел иметь свой коллектив. Работая в этом направлении 7-ой год, понял — насколько это не простая задача — быть современным и своевременным для детей, ведь каждый день приносит столько новостей, что, бывает, за голову хватаешься. У меня разновозрастной коллектив, и это сложно. Говорят: «Вам хорошо, вы мужчина, на вас дети пойдут!» Конечно, в школах учителя в основном женщины, и ребятам хочется другого общения, особенно тем, у кого неполная семья.
И тут уже надо быть не только педагогом, но наставником и другом. Продумываю все: от внешнего вида до разговорного стиля. Каждый раз терзаю мозг: чтобы такое предложить ребятам, чтобы было интересно всем.
Вначале искал небольшие пьесы и композиции в интернете. Но для каждого отдельного коллектива их просто нет, и это наша объективная реальность. Значит, надо писать самим, как делают это многие мои коллеги. В общем, как говорит молодежь, «заморачиваемся по полной». И вот уж вроде бы все готово, и самому понравилось, а на сцене скучно, фразы длинные, детям не понятные. Начинаем на ходу корректировать — теряется смысл. Но дети мои активные соавторы, работаем вместе и вместе растем в мастерстве.
Новый год «на носу» — нужна праздничная постановка, а у меня море девчонок и несколько пацанов. Отсюда и рождаются у Мамы три Дочки- Красные Шапочки, Снежная Королева, Фея и т.д., заглянувшие на огонек из другой сказки, за которыми одному бедному Волку просто не угнаться.
Костюмы! Пишем спектакли, ориентируясь на возможности нашей костюмерной. Думаю, меня поймут все самодеятельные сценаристы.
У нас во Дворце творчества несколько театральных коллективов, и у каждого своя «фишка». И мы нашли свою: ставим спектакли в стиле «хоррор». Ребята мои в восторге, в зале аншлаг! А нужны ли детям эти «страшилки»?
Знаете, лучше мы придумаем их сами и обыграем с юмором и с добром, сделав концовку оптимистичной, объяснив залу, что это только игра фантазии, чем ребята, насмотревшись подобного в интернете, озлобятся на весь мир.
Конечно, в нашем репертуаре обязательно есть место патриотике. И не только потому, что сейчас такая обстановка в мире, а потому, что у наших детей зашоренное сознание, они дальше гаджетов не видят. Информационная война ведь не где-то вдали, она здесь и сейчас, в голове каждого ребенка и, если мы будем делать вид, что наши дети ничего не понимают, то мы очень сильно ошибаемся. А интернет так богат «фейками», что просто диву даешься, как можно во все это верить. И начинаем потихоньку работать, рассказывать, показывать, надеюсь, что достучимся. Думаю, что дополнительное образование для того и создано, чтобы дополнять то, чего дети не получают в школе и дома. И это большая ответственность педагогов.
В этом году подготовили военную композицию, сочетая авторский материал о своих земляках-героях со стихами Александра Твардовского и Роберта Рождественского. И, знаете, дети прониклись. Такими серьезными я еще их не видел, значит все, что мы делаем вместе – не зря.
Как я уже говорил, ребята у меня разные: есть хулиганистые, есть вдумчивые, есть из семьи священнослужителей. И всем должно быть уютно в коллективе, они шаг за шагом учатся понимать и уважать друг друга, любить свою команду.
С лимонадом и тортиком мы отмечаем дни рождения, а после репетиции остаемся просто поговорить. У нас создана своя группа в сети, и я тоже состою в ней. Общаемся часто, даже на каникулах. Ребята выкладывают фотографии, рассказывают, как проводят праздники, где отдыхали, что видели. Это общение для всех и для меня, как педагога, дорогого стоит. Я у них свой!
В августе они уже спрашивали: «Когда общий сбор? Мы соскучились!» Считаю это большим счастьем для маленького театра!