Выявление и поддержка обучающихся в области вокально – певческого искусства, путем вовлечения их в творческий процесс, через создание и внедрение разнообразных видов музыкально – творческой деятельности
Семенова Ю.А., педагог дополнительного образования
СП «ЦВР» ГБОУ СО СОШ № 9 г.о. Октябрьск,
Основной задачей государства является – современный подход к образованию, в том числе и к дополнительному. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития способностей ребенка, его самоопределения. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому обучающемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Творчество – это путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Любой ребенок по своей сути — созидатель. Если в ребенке появились задатки творчества — необходимость дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Обращение к музыкальному творчеству в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности, помогает развитию творческого потенциала личности ребенка, обеспечивает в дальнейшем его осознанное и активное участие в творческом преобразовательном процессе в любых сферах жизни.
Вокально–певческая деятельность является не только благодатной почвой для активации творческого потенциала детей, способствуя раскрытию потенциала музыкальных способностей, но и влияет на общее развитие ребенка.
В своей работе мы ставим задачи по выявлению и развитию способностей и талантов в каждом ребенке. Известно, что каждый ребенок талантлив, по–своему, но талантлив. Талант сравнивается с жемчужиной, заключенной в раковину. Поэтому именно так — «Жемчужинка» называется наш вокальный коллектив, который существует более 15 лет.
При выборе подходов к осуществлению работы с обучающимися придерживаемся принципиальной позиции «обучение для всех и каждого», то есть не проводим отбор, а принимаем всех детей, учитывая состояние слуха и голоса, намечая перспективы развития, ставя конкретные задачи для достижения поставленных целей. В творческое объединение принимаются дети на свободной основе от 7 до 17 лет с желанием заниматься вокальным творчеством.
Деятельность работы объединения направлена на то, чтобы активизировать и развить потребность в творческой самореализации всех детей: способных и тех, чьи способности пока не проявились в ощутимых результатах. И поэтому самым главным на начальном этапе обучения — создать условия для благоприятной совместной творческой деятельности.
Обязательное условие, которое зависит от способности педагога, ведь именно от него зависит прежде всего успех деятельности — создать в группе благоприятную атмосферу доброжелательности, эмоциональной включенности, отсутствия давления и манипулирования, принимая ребенка, таким, какой он есть. Активно участвовать в совместной деятельности, как равноправный партнер, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть глубоко пережита педагогом через самого себя, свои чувства, мысли, опыт и этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую маленькую жизнь, которую мы проживаем со своими учениками.
Практика показывает, что для урока искусства необходимо подготовиться еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессиональное мастерство педагога творческой направленности, умение найти верный тон урока, определить главное, что должны унести с собой после урока ученики, уметь понимать и ценить музыкальные произведения, проявляя активный интерес к вокальному искусству.
Важно также определить не только чередование видов музыкальной деятельности на уроке, но и материалы, необходимые для подготовки к уроку, тип урока, его художественную идею. При формировании цели урока, необходимо иметь в виду, что она должна быть конкретной и реально достижимой на уроке.
Приобщая детей к творческому процессу, важно чтобы дети были не только слушателями, но и творцами, исполнителями.
В нашей группе создана единая система традиций и ценностей, чему способствуют проведение различных тематических занятий и проведение праздничных мероприятий, таких как «Новый год», «Масленица», «Встреча Весны», «День знаний», «День защитника Отечества», чаепития в честь Дня именинника или победы на конкурсе.
Реализация системы работы педагога невозможна без создания инновационной развивающей программы обучения, которая проектирована на индивидуальный подход к каждому воспитаннику, обеспечивая положительную динамику творческой самореализации. Данная программа дает следующие возможности:
— учитывать виды образовательной деятельности, методы и формы диагностики, технологии освоения учебного содержания и т.п;
— учитывать возрастные особенности обучающихся;
— сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности;
— раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения.
Одной из комплексных задач, является развитие задатков одаренности в детях.
Для оптимального развития обучающихся в рамках образовательной программы методы и формы работы с обучающимися органически сочетаются с методами и формами для более способных и одаренных детей. Для максимально возможного развития более талантливых вокалистов использую формы внеурочной деятельности для дальнейшего развития их способностей.
Система работы включает в себя непрерывное отслеживание развития одаренного обучающегося, выявления на раннем этапе обучения его творческих задатков, корректировка образовательного маршрута. Результативность образовательной программы и высокие достижения обучающихся, процент выпускников, продолживших свое обучение в средних и высших специальных учебных заведениях подтверждают эффективность данной системы. В 2019 году коллектив «Жемчужина» получил звание «Образцовый».
Одной из задач в художественно – эстетическом воспитании является работа с родителями, которая строится по принципу диалога, доверия, партнёрства. Раскрыть потенциальные возможности и продемонстрировать свои творческие способности детям позволяет участие их в конкурсах и фестивалях. Вовлекая в образовательный процесс коллектив единомышленников, формируя партнерские отношения с родителями, мы совместно способствуем развитию и поддержке одаренных детей.