Опыт работы использования интернет-ресурсов для занятий ритмикой и хореографией в условиях дистанционного обучения.


Гребенюк Анастасия Сергеевна, методист

СП ГБОУ СО СОШ «ОЦ» с. Богатое «Центр внешкольной работы»

На сегодняшний день концепция внедрения цифровых технологий проникает в различные сферы человеческой деятельности. Система образования не является исключением. В связи с этим функции педагога претерпели значительные изменения, умелое применение дистанционных образовательных технологий и цифровых становится весьма актуальным. Дистанционные технологии в дополнительном образовании открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения. Применение их в обучении привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют создать новые средства воспитательного воздействия, повысить качество обучения,  еще эффективней взаимодействовать педагогам и учащимся с вычислительной техникой.

 В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.).

Бесспорно, что технологии постоянно совершенствуются, но обеспечить полноценную замену преподаванию «вживую» пока не могут.

В дистанционном обучении есть свои минусы и плюсы. Многим важно, когда присутствует личный контакт и есть возможность очного общения между педагогом и учащимся. Точно так же и для педагога важны моменты личного общения, связанные с индивидуальным подходом в обучении и воспитании ребенка. Также очень многое зависит от самого ученика, от его самостоятельности, самосознания, желания учиться в таких условиях. Поэтому когда рядом нет педагога, который мог бы эмоционально преподнести материал, это значительный минус для учебного процесса.

Большой интерес к онлайн образованию начался в 2020 году.  С одной стороны, сработали ограничения на массовые мероприятия. С другой — количество пользователей онлайн-сервисов и приложений возросло. Всё это привело к тому, что роль дистанционного обучения в учреждениях образования резко возросла. Даже те, кто не верил в него, вынуждены были внедрять этот формат.

Рекомендации для проведения онлайн-занятий

  1. Перед началом онлайн-занятия рекомендуется убедиться в стабильности интернет-соединения. Следует использовать скоростной безлимитный интернет. В противном случае, могут быть проблемы с зависанием, трафиком, долгой загрузкой и т.д.
  2. Необходимо подготовить  место для занятий. Максимально освободить пространство.
  3. Фон, на котором проводится занятие, не должен быть ярким, но контрастным по отношению к форме одежды (например, темный фон — светлая форма).
  4. Желательно, чтобы все участники дистанционного занятия были в тренировочной форме.
  5. Необходимо проверить работу микрофона и камеры, которые будут записывать или передавать аудио- и видеоизображения онлайн-урока.
  6. Расположить камеру таким образом, чтобы при съемке было видно все, что показывает педагог.

Используемые формы для дистанционного обучения:

  1. Коллективное обучение — предполагает обучение в сотрудничестве, это активный познавательный процесс, совместная работа. При таком формате дистанционного обучения учащиеся стремятся не отставать от других участников образовательного процесса. 
  2. Работа в группах — это когда учащиеся делятся на группы и им даются  определённые задания. Они отправляются обучающимся по электронной почте, либо в учебном сообществе в социальной сети (ВКонтакте, Viber). В таком задании, как правило, одна общая тема для изучения, но могут быть рассмотрены различные вопросы, ситуации, проблемы. Работа в группах – это большая ответственность каждого обучающегося. Каждый учащийся понимает важность своей работы в подготовке общего дела. Каждый выполняет работу самостоятельно.  В этом заключается творческий подход каждого обучающегося и проявляется их индивидуальность. После своих выступлений учащиеся переходят к обсуждению и оценке работы группы в целом. Делают выводы. При этом педагог координирует работу в группе и помогает учащимся построить свою учебную деятельность. 
  3. Индивидуальное и дифференцированное обучение — эта форма работы, которая направлена на выявления и всестороннее развитие индивидуальных способностей обучающихся. При дистанционном обучении это очень удобная форма работы. Зная уровень подготовки, индивидуальные возможности и способности своих учащихся, можно давать им разноуровневые учебные задания.

Именно эта форма во время дистанционного обучения помогает сформировать индивидуальный подход и выстроить линию обучения для каждого учащегося, проводить  консультации и выстраивать учебный процесс так, чтобы все обучающиеся были наиболее успешны в учебной деятельности. При таком индивидуальном дифференцированном подходе каждый обучающийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

Виды занятий

На данный момент существует три вида онлайн-занятий, подходящих педагогам дополнительного образования: прямые трансляции, кейс-уроки, конференции онлайн.

Прямые трансляции — один из самых простых в подключении видов дистанционного обучения доступный во многих соцсетях (instagram, vk.com, и другие.).

Плюсы:

  • простое подключение
  • легкое отслеживание посещений
  • не нужно ничего устанавливать
  • возможность заниматься по расписанию

Но из-за минусов педагоги редко  пользовались данной формой.

Минусы:

  • не видно, что делают ученики
  • работа только по системе «делай как я»
  • регистрация в соцсетях.

Кейс-уроки — подготовленные заранее разного рода задания (разминка и силовая часть занятия, обучающее видео для проучивания комбинаций, видео танцевальных этюдов.). Данная форма использовалась лишь для тех, кто не имеет возможности посещать прямые трансляции или конференции.

 Для подтверждения выполнения заданий учащиеся присылали видео проученных комбинаций, которые педагог комментировал в ответных сообщениях с помощью аудиозаписей.

Плюсы:

  • выполняется в любое время
  • возможность проверять выполнение заданий
  • не зависит от стабильности и скорости интернета

Минусы:

  • подготовка, выполнение и проверка уроков занимают очень много времени у всех
  • отсутствует возможность делать замечания и исправления в реальном времени.

Онлайн конференции — возможность проводить занятия в режиме реального времени. Значительным отличием от других видов дистанционного обучения является моментальная (в момент выполнения задания) обратная связь. Таким образом, создается атмосфера урока, максимально приближенная к привычной.

Плюсы:

  • программу можно установить на компьютер, планшет и смартфон
  • возможность поправлять ошибки у воспитанников на уроке
  • возможность видеть и общаться с группой учеников в режиме реального времени
  • занятия по расписанию
  • возможность творчества — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Минусы:

  • необходима установка приложения и регистрация
  • изучение программы для конференций
  • возможно зависание видеотрансляции, отставание звука
  • возможно плохое качество видео или аудиопередачи
  • прерывание урока из-за программных или сетевых ошибок.

Обучение невозможно без живого общения, но оно может быть более эффективным, если разнообразить инструменты общения. Очень часто, когда уже остается мало сил отрабатывать движения танца, а для изучения новых комбинации не хватает стабильности и скорости Интернета, занятия максимально дополняются и изменяются.

Что касается разминки и силовой: сразу после приветствия может даваться команда схватить любой (безопасный) предмет в комнате и заниматься с ним. Тапочки, игрушки и домашние животные привносят разнообразие и хорошее настроение в разминку и  партерную часть. Ну и, конечно, можно использовать импровизацию и игры. Важно заметить, что проведение дистанционных уроков отнимает больше времени, сил и энергии. Плюс ко всему отдача от учеников намного меньше, чем на обычных занятиях. Конечно, заменить обычные занятия, видеть глаза детей и понимать, что им интересно — не получится, но использовать такие методы обучения при форс-мажорных обстоятельствах вполне возможно.