Развитие творческих способностей обучающихся через формирование основ экологического мировозрения в дополнительном образовании детей


Тяжова Ольга Васильевна, старший методист

Жандарова Наталья Александровна, методист

СП «Поиск» ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с.Сергиевск

Творчество и экологическое воспитание являются важными составляющими национальной базовой ценности. Они способствуют развитию личности, формированию экологической культуры и сохранению окружающей среды.

Объединение «Волшебный ларец» СП «Поиск «ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с.Сергиевск реализует программу художественной направленности «ФомArt» (разработчик педагог дополнительного образования Жандарова Н.А.), целью которой является развитие творческих способностей, обучающихся и формирование основ экологического мировоззрения посредством обучения работе с фоамираном.

Актуальность заключается в тесном переплетении двух составляющих – экологии и творчества, что как никогда важно в современном мире. Занятие творческой деятельностью и воспитание экологической грамотности помогают формировать личность с яркой индивидуальностью.

Темы программы основаны на изучении местной флоры и фауны и способствуют созданию работ из различного вида фоамирана, что помогает научить детей замечать неповторимую красоту, образность, а также более эмоционально воспринимать природу и бережно к ней относиться.

Для повышения эффективности экологического воспитания в программе «ФомArt» используются следующие формы и методы работы:

  • формы экологического воспитания: занятия/уроки, экологические праздники, виртуальные экологические экскурсии, экологические игры, ботанические разборы, изучение форм и строения животного мира, участие в конкурсах различного уровня;
  • методы обучения: наглядные (дидактический материал, мультимедиа), словесные (беседы, дискуссии, круглый стол), практические (творческие проекты, исследовательские работы, игры).

Что же необходимо сделать, чтобы занятие носило воспитательный характер? Конечно же, создать условия:

  • Первое педагогическое условие. Занятие должно быть так организовано, чтобы установленные ранее уважительно-доверительные отношения поддерживались между всеми участниками занятия.
  • Второе педагогическое условие. Организация занятия и учебного процесса. Для экологического воспитания важна именно совместная деятельность обучающихся и педагога.
  • Третье педагогическое условие. Организация занятия и наполнение

общения ценностно-ориентированным содержанием, то есть не только познавательным, но и содержанием экологической направленности, которая поможет направить обучающихся на приобретение экологически значимых знаний и опыта.

Задача формирования базовых национальных ценностей решается средствами учебных занятий, содержание которых ориентировано на развитие личности ребенка и носит деятельностный характер, принося свои результаты. Занятия являются ведущей формой организации работы по знакомству обучающихся с окружающей средой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством педагога на занятиях у обучающихся создается система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность конкретизировать и систематизировать личный опыт детей.

Умелое использование различных форм и методов работы позволяет достигать хороших результатов. Обучающиеся по программе ежегодно принимают активное участие и занимают призовые места в районных, окружных и областных, всероссийских и международных конкурсах. Так за 2023 год обучающиеся Натальи Александровны были удостоены высокой награды: именной Премии Администрации муниципального района Сергиевский для одаренных детей и подростков, а победители регионального конкурса «Арктур» получили путевки в ФГБОУ «МДЦ «Артек».

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии и к людям, созидающим ее.

В заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личные убеждения педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Фото со страницы https://vk.com/sp_poisk_sergievsk