Социализация студентов Безенчукского аграрного техникума через участие в работе клуба «ПростоКосмос» с учетом национальных базовых ценностей


Астраханова Марина Владимировна, преподаватель

ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум»

Для эффективной социализации студентов с учётом российских национальных базовых ценностей в нашем техникуме создана система клубов и кружков по интересам с целью организации разноплановой внеурочной деятельности студентов. Наш клуб — «ПростоКосмос» создан в ГБПОУ БАТ в сентябре 2023 года для студентов 15–18 лет. Работа руководителя клуба началась с того, что разработаны положение о Клубе, эмблема и программа занятий клуба, создана и постоянно обновляется в социальной сети Вконтакте страничка клуба.

Отличительной особенностью образовательной Программы клуба является варьирование содержания и видов деятельности, которые обеспечивают эффективность формирования духовно-нравственных ценностей и личностных качеств, способствующих социализации молодого гражданина в условиях современного российского общества. В задачи Программы клуба входит развитие познавательного интереса к изучению астрономии и космонавтики, современных достижений в этих отраслях, развитие навыков проектной деятельности и умений самостоятельно работать с источниками информации, формирование патриотизма на примерах истории развития российской космонавтики и развитие творческих способностей.

Для достижения поставленных в программе целей и задач запланированы разработки проектно-исследовательских работ на темы, связанные с будущей профессиональной деятельностью: «Основы космической геодезии», «Влияние фаз Луны на развитие растений», «Влияние магнитных бурь на здоровье человека» и т.п; проводятся такие мероприятия, как конкурс презентаций «Гагарин – первый космонавт», конкурс листовок «Космические улицы нашего посёлка», посвящённый Леонову, Гагарину, Терешковой, Быковскому; экскурсия в ракетно-космический центр на завод «Прогресс», а также в музей аэрокосмического университета.

С участниками клуба мы проводили конкурсы буклетов «Первый искусственный спутник» и конкурс кроссвордов на тему «Космонавты и космонавтика России», совершили автобусную экскурсию «Самара- космическая».

Для формирования социокультурных и духовно–нравственных ценностей организованы открытые конкурсы-презентации: «Мой знак Зодиака», «Планеты Солнечной системы», конкурс фантастических сочинений «Наша Галактика», просмотр видеофильмов и их последующее обсуждение.

Что ещё может дать участие в работе клубов дополнительного образования?

В начале семестра все студенты БАТ прошли социально-педагогическое тестирование (СПТ). Результаты тестирования показали, что у некоторых студентов наблюдаются повышенные уровни факторов риска и пониженные уровни факторов защиты. Каким образом мы проводим педагогическую корректировку при работе студентов в клубах дополнительного образования?

Это: «Терапия творчеством»: рисование, лепка, участие в театрализованных представлениях.

Привлечение к участию в мероприятиях с учетом возможностей и интересов студента. Размещение информации о достижениях студента на страничке в социальной сети.

Использование метода делегирования полномочий студенту для достижения конкретных целей. Создание ситуаций, способствующих принятию в группе отвергаемых подростков.

Посещение экскурсий с информацией о профессиях, сопряженных с риском для жизни на благо общества и Родины. Формирование условий самопроявления как предоставление альтернатив рискованному поведению, например, включение студента в разработку индивидуального проекта с публичной защитой на достаточно высоком уровне организации (областной, районный).

Также мы организовываем педагогическое взаимодействие между социально-педагогической службой техникума и преподавателями для включения студентов группы риска в те или иные мероприятия клубов, кружков и секций в зависимости от их результатов СПТ с обязательной рефлексией и обсуждением в индивидуальном порядке результатов участия. Такая работа позволяет каждому «проблемному» студенту познать самого себя, осознать ценность своей жизни для общества в целом, повысить социальную активность, и, как результат, способствует лучшей социализации студентов с учётом российских национальных базовых ценностей.