Пространство воспитания
Чиркова Ольга Геннадьевна,
старший методист ГБОУ ДО СО СДДЮТ
Почти каждый из нас в детстве посещал кружки или секции, однако не всякий задумывается, что они и есть одни из важнейших ступеней формирования личности. Дополнительное образование помогает в профориентации, воспитывает на основе духовно-нравственных ценностей сильное и ответственное поколение.
В целях создания пространства для открытого диалога представителей профессионального сообщества, поиска и внедрения результативных форматов взаимодействия всех отраслей, работающих с российскими детьми, 19 сентября 2024 года состоялась областная конференция работников сферы дополнительного образования детей «Единое пространство воспитания: актуальные форматы взаимодействия и интеграции общего и дополнительного образования».
Конференцию открыла врио заместителя министра образования Самарской области Елена Олеговна Пинская. Она рассказала о стратегических ориентирах развития дополнительного образования в регионе, основанных на Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и от 8 мая 2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». «Трудно переоценить исключительную важность сохранения исторической памяти, укрепления гражданской идентичности, воспитания в молодом человеке чувства гордости за Родину», — подчеркнула Елена Олеговна в своем выступлении.
Спикеры пленарной сессии освещали практическую воспитательную работу специалистов высшей школы, культуры дополнительного и общего образования детей Самарской области.
Руденко Ирина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и психологии» ФГБОУ ВО ТГУ, член Научного Совета по воспитанию молодёжи Российской Академии образования в теме «Ценностные основы воспитания в современной системе дополнительного образования» отметила, что в условиях вызовов глобализации и цифровизации особенно важно сохранение в воспитанниках нравственных ценностей. Мазыр Зульфия Александровна, кандидат педагогических работ, заместитель директора ГБОУ ДО СО СДДЮТ, руководитель Центра социально-гуманитарных и воспитательных практик обосновала необходимость воспитательного компонента в любом из мероприятий для детей. В контексте выполнения задач федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» участникам конференции представлена тема проведения мероприятий патриотической направленности, консолидации усилий в воспитании детей и молодежи, преданных Родине.
О практическом взаимодействии с коллегами из системы образования, об опыте и перспективах совместных проектов для детей рассказала Ревзина Ксения Владимировна, директор ГБУК «Самарская областная детская библиотека». Афанасьева Юлия Андреевна старший методист СП ЦДО ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» делилась опытом создания образовательной экосистемы на базе школы, в контексте которой строится воспитание средствами театрального творчества. Ирина Владимировна Архангельская, директор ГБОУ ДПО СО «Центр специального образования», отметила, что инклюзивное образование – это не только обеспечение детям равных возможностей, но и важный элемент социальной сплоченности; привела примеры инклюзивных мероприятий, формирующих и развивающих ценностные ориентиры взаимопомощи, уважения, поддержки.
Конференция состоялась на территории Исторического парка «Россия – моя история», который с июля 2024 года вошел в состав Самарского Дворца детского и юношеского творчества в качестве структурного подразделения. Его руководитель Наталья Владимировна Островская, с коллегами представила гостям из территорий проектные возможности мультимедийной выставки «Лаборатория будущего». Руководители и методисты получили возможность в роли учащихся не только познакомиться с профориентационными средами (индустриальной, умной, деловой, здоровой, социальной, комфортной, безопасной, креативной, аграрной), но и построить «Город будущего» на основе квестовых заданий.
Профессиональная мастерская «Конкурс профессионального мастерства как точка роста» продолжила работу конференции в контексте актуальности мотивации участия учреждений дополнительного образования в конкурсном движении. Результативный опыт представили руководители учреждений – победителей, эффективно участвующих в знаковых конкурсах 2023-2024 учебного года.
По словам директора МБОУ ДО «Городской центр интеллектуального развития» г.о. Тольятти Анастасии Викторовны Хаировой, конкурс «Сердце отдаю детям» является самым эффективным инструментом развития педагогического коллектива и индивидуально каждого сотрудника. «Подготовка и участие педагога — это выход из собственной зоны комфорта, большой труд над всеми аспектами своей компетентности. Важно, что конкурсант находится в ситуации осознания себя в общей системе образования, а команда вместе с ним наделяет смыслами весь его педагогический труд. Это самый важный мотивационный момент. А задача руководителя — создать условия для того, чтобы факт участия педагога в конкурсе было осознанным, достойно поощряемым и уважаемым».
Тему мотивации активности педагогов в конкурсном движении продолжили руководители организаций дополнительного образования, которые являются активными участниками областных конкурсов профессионального мастерства: Дом детского творчеств «Гармония» (с. Борское), МБУ ДО ЦДТ «Металлург» (г.о. Самара) и МБОУ ДО «Планета» (г.о. Тольятти). Рефреном в выступлениях звучало то, что необходимо и участвовать и побеждать, стимулировать себя и коллег к профессиональному росту.
В конференции приняли участие более 150 представителей педагогического сообщества: руководители организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, специалисты территориальных управлений министерства образования Самарской области. Итогом конференции стала резолюция, принятая единодушно. Курс на совершенствование системы дополнительного образования в Самарской области на 2024-2025 учебный год взят, определены приоритетные направления выстраивания воспитательного пространства с партнерами.
«Воспитание невозможно без знаний. На базе чего воспитывать, как не на базе культурных и традиционных наших ценностей? Ну как же можно воспитать человека, не давая ему знаний о том, кто он такой? Что это за страна, в которой он живет, какова ее история, чем мы гордимся? Разве можно воспитать счастливого человека, который не нашел себя в профессии, в жизни и не может добиваться результатов в своей работе?» В.В. Путин.