Формирование гражданской позиции обучающихся на основе эстетического развития детей через реализацию ДООП «Голоса моей страны»


Габриэлян Эрика Сергеевна,

педагог дополнительного образования

ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ №1 г.Нефтегорска

Совершенствование системы патриотического воспитания граждан, а особенно – молодого поколения страны, является на современном этапе одним из важнейших вопросов в жизни общества и государства. К общей проблеме совершенствования методов воспитания относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через вокал, как один из доступнейших видов музыкальной деятельности, является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса, а также способ формирования гражданской позиции.

Творческая самореализация детей и подростков может следовать различным векторам. Смысловое содержание данной программы «Голоса моей страны» заключается в акцентировании внимания на гражданскую позицию обучающихся. Помимо стандартных занятий, направленных на развитие навыков, способностей и талантов, воспитанники принимают участие в социально значимых мероприятиях, а репертуар коллектива отличается преобладанием произведений патриотического характера. Название программы «Голоса моей страны» отражает содержание воспитательного аспекта внутри вокального объединения и репертуара, в том числе, когда признается ценность и богатство культуры многонационального народа России и формируются российские национальные базовые ценности.

Программа нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года, направленных на формирование гармоничной личности, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом; эффективное использование культурного наследия, воспитание в уважении к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, развитие уважения к гербу, флагу, гимну, формирование патриотизма и чувства гордости за свою Родину, при развитой культуре межнационального общения, дружбе, равенстве, взаимопомощи народов.

К основным воспитательным задачам программы относятся:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • воспитывать у детей и подростков чувства патриотизма;
  • формировать опыт гражданского поведения, проживания эмоционально насыщенных ситуаций, гуманного поведения и овладения воспитанниками ситуациями реальной ответственности, самостоятельности.

Обучение по программе «Голоса моей страны» готовит из воспитанника разносторонне развитую, социально активную личность, знающую историю своей страны, пропагандирующую ценности добра, справедливости, патриотизма и толерантного отношения к многонациональному народу своей страны.

Ведущая идея и цель программы воспитать культуру эстрадного исполнительства у начинающих певцов, максимально раскрыть вокальный и творческой потенциал личности обучающегося – будущего гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию и чувство сопричастности к великой истории и культуре России.

Образовательные и воспитательные практики в рамках реализации программы предлагают эффективные решения актуальных проблем ребёнка, поддержку его самореализации и развитие предпрофессиональных компетенций в процессе погружения в мир творчества и знакомства с культурой народов Самарского края и его историей.

В настоящее время население Самарской губернии многонационально: русские – их большинство, чуваши, мордва, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы, казахи, белорусы, немцы, башкиры, евреи, узбеки, цыгане, таджики, марийцы, грузины и другие народности. Самарская губерния – многонациональный регион, в котором каждый народ занимает определенное пространство, вносит свой вклад в экономическое и культурное развитие региона.

Кроме того, Самарская область имеет давние культурные традиции. С Самарским краем связаны имена Аксакова, Островского, Гарин-Михайловского, Успенского, Льва Толстого, Репина, Горького, Алексея Толстого. Во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве находились Государственный академический Большой театр оперы и балета СССР и Ленинградский академический драматический театр. В Куйбышевском театре оперы и балета была впервые исполнена Седьмая симфония («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича.

Песня, музыка, творчество – отражение исторических эпох, через них ребенок чувствует связь с судьбой своей Родины и может транслировать свою гражданскую позицию сверстникам со сцены в вокальных произведениях легендарных соотечественников, что посвятили родной стране песни «Широка страна моя родная», «От Волги до Енисея», гимн России и другие.

ДООП «Голоса моей страны» строится под девизом «Россия многоликая, страна многоголосая» с упором на многонациональный колорит культур и патриотический репертуар, базирующийся на трёх направлениях-уровнях от общего коллективного ощущения связи с Родиной до индивидуального, что переросло до патриотического самосознания:

1 уровень – «Широка страна моя родная» — знакомство с определённым репертуаром на первом этапе реализации и освоения программы;

2 уровень – «Мы разные – мы вместе!» — репертуар с акцентом на историю и народные традиции;

3 уровень – «Позови меня, тихая Родина» — подготовка индивидуальных выступлений.

Обучение по данной программе способствует личностному саморазвитию, адаптации воспитанников к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, а также профессиональному самоопределению.

Разработка данной программы была вызвана необходимостью совершенствования процесса воспитания на протяжении обучения вокалу, когда акцент в составлении репертуара отводится содержательным по смыслу произведениям, изучению народных мотивов, песен, отражающих определенные эпохи и события в жизни страны – соприкосновения с историей. Это отвечает вызовам времени, когда изменения в современном обществе требует дополнительных мер в укреплении воспитательных инструментариев дополнительного образования.

Ребёнок, окруженный атмосферой, способной воспитать не только творческую личность, но и гражданина, растёт защищённым от негатива внешней среды, благодаря стабильной системе нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, дискриминации и другим отрицательным социальным явлениям.

Программа имеет свои результаты. Воспитанники – победители и призёры творческих фестивалей и конкурсов, участники социально значимых мероприятий и акций. Но главное, что они вместе с азами вокала совершенствуют багаж внутренних базовых ценностей.