Формирование традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей через участие в проекте «Киноуроки в школах России и мира


Лундина Галина Викторовна,
педагог-организатор, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с.Ягодное

Целью проекта Киноуроки в школах России и мира является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.
Проект является инновационной педагогической технологией и позволяет организовать воспитательный процесс в школе в увлекательной и интерактивной форме. Каждый киноурок посвящен раскрытию одного личностного качества человека или нравственного понятия.
Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей.
Обучение на основе игровых фильмов и методических разработок к ним способствует формированию моральных принципов у детей и подростков, знакомит их с системой вечных духовных ценностей человечества, решает задачи нравственного воспитания личности. Вокруг каждого фильма ведется активная социально-творческая работа: акции в поддержку создания фильма, совместные просмотры, обсуждения в группе, написание сочинений и т.д. Все это формирует систему, позволяющую ученикам полноценно погрузиться в творческий процесс и приобрести действенную социальную практику.
Цель Проекта — создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.
При проведении киноурока нужно придерживаться следующих этапов:
1) Просмотр профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.
2) Обсуждение фильма, выстроенное педагогом в соответствии с методическими рекомендациями к кино уроку, раскрывающими авторский замысел содержания, особенности выстраивания воспитательной беседы, позволяющей расставить верные акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни.
3) Проведение социальной практики – общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего закрепить и проявить рассматриваемое качество личности на практике. 
Типы и виды социальных практик могут быть различными:
А) социально-педагогические – профилактические, развивающие, воспитательные мероприятия;
Б) социально-культурные – культурно-массовые мероприятия (спортивные, патриотические, развлекательные и т. д.);  научно-просветительские  мероприятия (с посещением музеев, галерей, выставочных залов); культурно-досуговая деятельность;
В) социально-бытовые – мероприятия по физическому и культурному развитию; по оказанию волонтерской помощи ветеранам, пенсионерам, лицам с ОВЗ;
Г) социально-медицинские – профилактические оздоровительные мероприятия; мониторинги знаний с помощью викторин, опросов, тренингов;
Д) социально-трудовые – волонтерская социально значимая трудовая деятельность; профориентационные проекты.
Я работаю с проектом Киноуроки четвертый год. За это время провела и опубликовала много практик (один раз в месяц). Практика «Идейность», по фильму «Первое дело», которую я провела в сентябре 2023 года, стала номинантом Народной премии «Я созидаю будущее» в рамках Всероссийского народного проекта «Киноуроки в школах России». В начале сентября был проведен классный час по фильму «Первое дело». После просмотра фильма был проведено его обсуждение и анализ. Дети сделали вывод, что дарить подарки приятнее, чем получать, что каждый может сделать что-то приятное для другого. Ребята вдохновились идейностью главных героев фильма и решили вместе с классом, родителями и учителем о том, что принесут на «День учителя» один большой букет вместо множества. Сэкономленные на букетах деньги перевести на помощь подопечным фонда «Вера» и Детского хосписа « Дом с маяком», сделать для них открытки.
В декабре 2023года практика «Лучизаторы», по фильму «Волшебники» стала номинантом народной премии. Фильм «Волшебники» о школьниках, которые столкнулись с некой проблемой и смогли решить её, благодаря чёткому плану, взаимной поддержке, взаимовыручке и взаимопомощи. Ребята решили написать письма с новогодними поздравлениями своему учителю физической культуры, который является участником СВО. Родители прониклись их идеей и решили собрать гуманитарную помощь и лично отвезли всё. Когда родители доставили посылку, они сняли видео благодарности учителя и солдат.
Таким образом, использование киноуроков способствует формированию моральных принципов у детей, знакомит их с системой вечных духовных ценностей человечества, решает задачи нравственного воспитания личности.