Сетевое взаимодействие как эффективный образовательный инструмент


Майорова Виктория Юрьевна, заместитель директора по НМР, методист

Киреева Анастасия Геннадьевна, заведующий ТКСТО, методист

МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара

Сегодня всё чаще говорят о сетевом взаимодействии как о современной высокоэффективной инновационной технологии, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться.

Сетевое взаимодействие целесообразно рассматривать и как средство повышения квалификации педагогов, и как способ повышения эффективности использования имеющихся материально-технических, кадровых ресурсов, и как средство, расширяющее возможности педагогического процесса в организации, и как средство взаимообмена профессиональным опытом с коллегами, работающими в организациях подобного типа. Но в первую очередь мы понимаем его как усиленную платформу для удовлетворения запросов и потребностей участников образовательного процесса.

Можно выделить некоторые характерные особенности сетевого взаимодействия: преодоление автономности и закрытости организаций; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание вертикальных и горизонтальных связей между профессиональными командами; наличие объединяющей цели. При этом сеть строится не на сходстве образовательных инициатив, а на объединении вкладов в разрешение определенной социокультурной проблемы. В этой связи последнюю характеристику можно расценивать как основополагающую.

Учитывая определяющие позиции, ЦВР «Парус» в организации сетевого взаимодействия ставит перед собой следующие целевые установки: совершенствование системы работы с одарёнными детьми; привлечение молодых перспективных специалистов; расширение спектра возможностей профориентации обучающихся.

В разные годы в число организаций-партнёров ЦВР «Парус» входили: вузы, техникумы и училища города (СГИК; Университет «МИР»; СГТУ; СОУК; Самарское художественное училище; СГКСТД); музеи, библиотеки, общественные организации и туристические компании Самары.

Очевидно, что образование сети различными участниками обеспечивает взаимные компенсацию недостатков ресурсов и усиление преимуществ.

Рассмотрим этот вопрос в нескольких направлениях деятельности ЦВР.

Одним из ярких примеров отлаженного сотрудничества может послужить практика взаимодействия хореографической школы «Карнавал» с ФГБОУ ВО «СГИК» и с СОУК. Учащиеся старшего звена имеют возможность посещать показы студентов этих учебных заведений, включаться в совместные мастер-классы практикующих преподавателей. Это особо важно для тех детей, которые планируют связать свою профессиональную деятельность с искусством танца. Таким образом, хореографическая школа со своей стороны ведёт не только образовательную, но и профориентационную деятельность. В чём также непосредственно заинтересованы и училище, и вуз.

Привлечению в ряды педагогов Центра молодых талантливых и перспективных специалистов способствует и ежегодная организация практики студентов в стенах учреждения. Несколько десятков будущих специалистов (хореографов и режиссёров) получают опыт и совершенствуют свои навыки в коллективах ЦВР. Эта деятельность также осуществляется в рамках сетевого взаимодействия.

Немало одарённых детей выбирают свою будущую профессию посредством сетевого взаимодействия школы изобразительного творчества и дизайна «Радуга» ЦВР «Парус» с такими образовательными организациями, как СГТУ, Самарское художественное училище, СГКСТД. Партнёрство здесь прослеживается как в привлечении к проведению мастер-классов, учебных занятий профессорско-преподавательского состава, так и в реализации экспериментальной деятельности по популяризации как творческих, обеспечивающих профессий в сфере индустрии моды и легкой промышленности.

Разностороннее сетевое взаимодействие присутствует и в реализации ещё одного масштабного проекта, ставшего 10 лет назад продуктивной площадкой для осуществления подрастающим поколением профессиональных проб, – фестиваль «Новое поколение экскурсоводов». Глубокое погружение в профессию экскурсовода детей среднего и старшего школьного возраста, а также студентов вузов происходит посредством коллаборации учреждения дополнительного образования, вузов (СГИК и университет «МИР»), самарских музеев, библиотек, действующих представителей сферы туризма (туристических компаний и практикующих экскурсоводов). Комплекс мероприятий, формирующих этот масштабный проект (обучение, консультирование, знакомство с тонкостями функционирования организаций, стажировка), нацелен на популяризацию перспективной для нашего региона профессии.

Рассмотренные нами примеры подтверждают, что сетевое взаимодействие позволяет продуктивно использовать ресурсы с целью повышения эффективности и качества образования. Здесь можно говорить об обновлении содержания, форм и средств организации образовательного процесса, расширении спектра предоставляемых образовательных услуг для одарённых детей, возможности удовлетворения индивидуальных запросов в образовании, проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Таким образом, сплоченная совместная работа способна привести к достижению синергетического эффекта, который во многом был бы невозможен, если бы каждый из участников процесса действовал отдельно.