Проект «Гражданин» — хороший ресурс социализации школьников
Лобачева Светлана Александровна,
учитель географии
ГБОУ СО ООШ № 2 п.г.т. Смышляевка, м.р.Волжский
Проект «Гражданин» стал неотъемлемой частью моей работы с обучающимися.
Социальное проектирование – современная социально-педагогическая технология, построенная на основе организации самодеятельности молодежи, направленной на изменение окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.
Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом в Самарской области остаётся достаточно напряженной. По неумолимым статистическим данным по сравнению с прошлым годом число погибших несовершеннолетних пешеходов выросло вдвое. Девятиклассники являются членами отряда ЮИД, они предложили свои идеи для решения данной проблемы, чтобы изменить ситуацию в районе школы и поселка. Так родился проект «Школьный автогородок». Мы спланировали организацию многоуровневость подготовки детей разных возрастов по изучению основ безопасности дорожного движения. С этой целью на определённых площадках школьной территории создали специализированные игровые и обучающие пространства, объединенные в единый учебный комплекс «Школьный автогородок».
В прошлом году мы с ребятами разработали проект «PROВолжский_район». В Волжском районе 15 поселений, 23 школы. Много школьников живут интересной жизнью, а мы ничего друг о друге не знаем, не знаем о красотах и достопримечательностях наших поселков. Главная проблема в том, что нет объединяющей системы взаимодействия между нами. Мы предлагаем создать модель взаимодействия школ через туристскую деятельность – туризм глазами детей. Школы Волжского района разработают маршруты по своим достопримечательностям, и мы их объединим в единый атлас «Туризм глазами детей».
У ребят, принимающих участие в социальном проектировании, развиваются ключевые компетенции, такие как способность проявлять инициативу, работать самостоятельно, брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, уметь осваивать какие-либо знания и применять их для анализа новых ситуаций, уметь принимать решения. То есть быть социально адаптированным, обладать набором качеств и знаний для успешной самореализации, ощущать свою значимость в социуме. Участвуя в реализации проектов, школьники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества, как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца. Такая социальная практика дает школьникам опыт, пригодный в любой сфере деятельности. Многие современные области человеческой деятельности основаны на технологии проектирования, поэтому приобретение учащимися данного опыта в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной и социальной деятельности.