Возрастные ограничения

Сбросить
Х
Версия для слабовидящих
Слово редактора
Многие педагоги дополнительного образования считают, что лето – это пора отпусков, пора, когда нужно и можно выкинуть все рабочие мысли из головы, «уйти в нирвану», перестать думать о предстоящем учебном годе. Увы, это большая ошибка. Работать нам приходится и в отпусках, когда мы на даче, на пляже, в далекой стране.
Уже с сентября нам всем предстоит переработать свои учебные программы, включив в них раздел о воспитании. Это по-настоящему большой труд. Поэтому призываю всех педагогов и методистов не откладывать переработку программ в долгий ящик, а начинать трудиться уже сегодня.
Давайте посмотрим, какие методические рекомендации нам дает ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Документ называется «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы». Весь документ доступен по ссылке https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/da2/jnpcgff0oeer1hvl28kk500zy2z9kv6c.pdf
А вот лишь выдержка: «При разработке целевой части раздела о воспитании разработчик программы определяет перечень целевых ориентиров воспитания в своей программе на основе выбора соответствующих основных целевых ориентиров воспитания и, при необходимости, формулируемых им самостоятельно дополнительных целевых ориентиров. Формулировки основных целевых ориентиров воспитания могут использоваться полностью или частично, с учётом содержания разрабатываемой программы, задач воспитания и обучения детей».
Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых (конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
-российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
— российского национального исторического сознания на основе исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти предков;
— готовности к защите Отечества, способности отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду; — уважения прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
— опыта гражданского участия на основе уважения российского закона и правопорядка;
— этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа;
— принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
— деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной идентичности;
— традиционных духовно-нравственных ценностей народов России с учётом личного мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения, неприятия антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
— уважения к жизни, достоинству, свободе мировоззренческого выбора каждого человека, к национальному достоинству и религиозным чувствам представителей всех народов России и традиционных российских религий, уважения к старшим, к людям труда;
— установки на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе, поддержку нуждающихся в помощи;
— ориентации на создание устойчивой семьи на основе традиционных семейных ценностей народов России, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
— уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию;
— восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении здоровья (своего и других людей), соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
— установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), понимание их вреда;
— навыков рефлексии своего физического и психологического состояния, понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям, природным и социальным условиям;
— уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, 8 желания и способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества;
— понимания специфики регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовности учиться и трудиться в современном российском обществе;
— экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов;
— применения научных знаний для рационального природопользования, снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, для защиты, сохранения, восстановления природы, окружающей среды;
— опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия России, природного наследия Российской Федерации, ответственного отношения к животным;
— познавательных интересов в разных областях знания, представлений о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и техники;
— понимания значения науки и техники в жизни российского общества, гуманитарном и социально-экономическом развитии России, обеспечении безопасности народа России и Российского государства;
— навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности;
— навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и обоснованной критики антинаучных представлений;
— опыта социально значимой деятельности в волонтёрском движении, экологических, гражданских, патриотических, историко-краеведческих, художественных, производственно-технических, научно-исследовательских, туристских, физкультурно-спортивных и др. объединениях, акциях, программах; опыта обучения такой деятельности других людей.
Нужно выбирать свое направление и работать уже сегодня. Несмотря на отпуск, дачу или далекую страну.
С уважением ко всем сотрудникам системы дополнительного образования, Д.В. Яковлев.