Мастерство педагога: актуальные формы представления профессионального опыта


Журавлева Светлана Владимировна, старший методист Регионального модельного центра

дополнительного образования детей в Самарской области ГБОУ ДО СО СДДЮТ

Современный педагог дополнительного образования — это профессионал, сочетающий глубокие знания современных технологий, способность вдохновлять, стремление к саморазвитию, адаптацию к нуждам детей и практические навыки, обеспечивающие достижение высоких результатов в образовательной деятельности.

С методической точки зрения профессиональное мастерство проявляется в различной степени, соответствуя различным уровням развития педагогов [5]:

Базовый: владеет основными знаниями и навыками, необходимыми для начала работы, использует современные образовательные технологии;

Продвинутый: способен эффективно решать сложные педагогические задачи, основываясь на накопленном опыте и практическом применении современных инновационных технологий;

Высший: владеет искусством вдохновлять детей, разрабатывает инновационные подходы, активно сотрудничает с коллегами и родителями, влияет на образовательный процесс в своей организации и шире.

Как же можно оценить уровень профессионализма педагога, чтобы устранять дефициты и формировать пути дальнейшего продвижения в профессии?

Для оценки уровня профессионализма педагога очень важен процесс подтверждения мастерства. Умение презентовать свои достижения позволяют педагогу не только продемонстрировать профессиональную квалификацию, но и обменяться опытом с коллегами, внести вклад в общее развитие системы образования.

Презентация или представление результатов педагогической деятельности – это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счёт получения внешней оценки и самооценки педагогического труда [2]. При подготовке своей презентации педагог осмысливает достигнутое и проектирует дальнейшие шаги в работе.

Профессиональный опыт в широком смысле – это такое мастерство в профессиональной сфере, которое дает стабильно высокие результаты в работе; в развитии конкретного специалиста; в самосовершенствовании профессиональных компетенций. Профессиональный опыт в сфере педагогики означает такую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности [1].

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов и, как правило, в большинстве образовательных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях [3]:

№ п/пУровни обобщения и распространения опытаФормы обобщения и распространения опыта
1.Практическийоткрытый урок, практикум, творческий отчет, выставка, самоанализ (устный или письменный)
2.Методическийпедагогические чтения, мастер-класс, банк педагогического опыта, аукцион «педагогических идей», методическое объединение, конкурсы педагогического мастерства, учебно-методический кейс
3.Научныйпубликации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии, научно-практический семинар, круглый стол

К актуальным формам представления профессионального опыта в системе дополнительного образования можно отнести:

Методический семинар— это традиционная форма повышения квалификации, форма коллективного обсуждения научной информации для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов. Для педагога или методиста это устное представление своего эффективного профессионального опыта по той или иной проблеме или теме.

Семинар — практикум нужен для углубления знаний участников по конкретной теме и развития практических навыков.Изучается теоретический и методический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобщения.

Семинары проводятся с целью повышения образовательного уровня, обмена опытом и мнениями по проблемным вопросам.

Мастер-класс (воркшоп) – это интерактивная форма обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции и отличается от семинара тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Главный принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать и научу вас».

Результат мастер-класса — повышение профессионального уровня участников, приобретение знаний и закрепление умений [4].

В любом случае, как семинар, так и мастер-класс — это отличная возможность узнать что-то новое, поделиться опытом и развить профессиональные компетенции и мастерство педагога.

Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение педагогом своего опыта, оформленного в доклад, а в дальнейшем и в статью для публикации в сборниках, журналах.

Web-сайт (группа в ВК, канал в ТГ) системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов. Дает пользователю четкую информацию, осуществляет мгновенный доступ к поисковым системам, обладает возможностью как привлекать большое число пользователей, так и собирать информацию об их интересах. Сайт в Интернете может стать визитной карточкой педагога, оформленной в увлекательной графике.

Видеовизитка — педагог может создать видеоролик о своем коллективе, своей деятельности, отдельных проектах. Сделать это можно разными способами. Самый простой способ — создать видеоролик из статических изображений (фотографий, картинок) при помощи специальных программ.

Мультимедийная презентация – это представление чего-либо нового с использованием мультимедийных технологий. Мультимедийная презентация отличается от стандартной тем, что она, как правило, содержит комбинации следующих основных элементов: видео, аудио, 3D модели, рисунки, фотографии, текст, анимация. Данные элементы могут быть представлены в совершенно разных комбинациях.

Также мультимедийная презентация может быть интерактивной, т.е. пользователь, который просматривает презентацию, может каким-то образом влиять на отображаемый в тот или иной момент материал. Например, при просмотре презентации присутствует меню, по которому можно кликать, для перехода к разным разделам презентации, или существует опция смены языка презентации (в данном формате создаются современные УМК).

Ниже представлена небольшая «методическая шпаргалка» о целевых отличиях современных форм представления профессионального опыта, которая поможет педагогу выбрать оптимальный формат для презентации своего опыта:

Методический семинар: изучить -> познакомить -> приобщить = знание

Семинар-практикум: изучить -> закрепить -> обобщить = знание и умение, знание об опыте

Мастер-класс: показать -> научить -> закрепить = знание и умение

Педагогические чтения: представить -> обсудить -> обобщить = знание об опыте

Конференция: представить -> погрузить -> поделиться = знание об опыте

Методическое объединение: изучить -> обсудить -> исследовать -> поделиться= знание, знание об опыте

И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что повышение профессионального мастерства требует систематической поддержки педагогов со стороны методистов и администрации образовательных организаций. Важно отметить, что такая поддержка должна включать не только моральную мотивацию, но и материально-техническое обеспечение, необходимое для эффективной реализации инновационных идей и улучшения качества образовательного процесса. Создание комфортных условий для творческой самореализации педагогов является залогом успешного развития всей системы образования.

Список использованной литературы:

  1. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2016
  2. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 2019
  3. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2018
  4. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы / авт.-сост. Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2008
  5. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. — М.: Издательский центр «Академия», 2011