Возрастные ограничения

Сбросить
Х
Версия для слабовидящих
Журавлева Светлана Владимировна, старший методист Регионального модельного центра
дополнительного образования детей в Самарской области ГБОУ ДО СО СДДЮТ
Современный педагог дополнительного образования — это профессионал, сочетающий глубокие знания современных технологий, способность вдохновлять, стремление к саморазвитию, адаптацию к нуждам детей и практические навыки, обеспечивающие достижение высоких результатов в образовательной деятельности.
С методической точки зрения профессиональное мастерство проявляется в различной степени, соответствуя различным уровням развития педагогов [5]:
Базовый: владеет основными знаниями и навыками, необходимыми для начала работы, использует современные образовательные технологии;
Продвинутый: способен эффективно решать сложные педагогические задачи, основываясь на накопленном опыте и практическом применении современных инновационных технологий;
Высший: владеет искусством вдохновлять детей, разрабатывает инновационные подходы, активно сотрудничает с коллегами и родителями, влияет на образовательный процесс в своей организации и шире.
Как же можно оценить уровень профессионализма педагога, чтобы устранять дефициты и формировать пути дальнейшего продвижения в профессии?
Для оценки уровня профессионализма педагога очень важен процесс подтверждения мастерства. Умение презентовать свои достижения позволяют педагогу не только продемонстрировать профессиональную квалификацию, но и обменяться опытом с коллегами, внести вклад в общее развитие системы образования.
Презентация или представление результатов педагогической деятельности – это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счёт получения внешней оценки и самооценки педагогического труда [2]. При подготовке своей презентации педагог осмысливает достигнутое и проектирует дальнейшие шаги в работе.
Профессиональный опыт в широком смысле – это такое мастерство в профессиональной сфере, которое дает стабильно высокие результаты в работе; в развитии конкретного специалиста; в самосовершенствовании профессиональных компетенций. Профессиональный опыт в сфере педагогики означает такую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности [1].
Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов и, как правило, в большинстве образовательных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.
Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях [3]:
№ п/п | Уровни обобщения и распространения опыта | Формы обобщения и распространения опыта |
1. | Практический | открытый урок, практикум, творческий отчет, выставка, самоанализ (устный или письменный) |
2. | Методический | педагогические чтения, мастер-класс, банк педагогического опыта, аукцион «педагогических идей», методическое объединение, конкурсы педагогического мастерства, учебно-методический кейс |
3. | Научный | публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии, научно-практический семинар, круглый стол |
К актуальным формам представления профессионального опыта в системе дополнительного образования можно отнести:
Методический семинар— это традиционная форма повышения квалификации, форма коллективного обсуждения научной информации для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов. Для педагога или методиста это устное представление своего эффективного профессионального опыта по той или иной проблеме или теме.
Семинар — практикум нужен для углубления знаний участников по конкретной теме и развития практических навыков.Изучается теоретический и методический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобщения.
Семинары проводятся с целью повышения образовательного уровня, обмена опытом и мнениями по проблемным вопросам.
Мастер-класс (воркшоп) – это интерактивная форма обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции и отличается от семинара тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Главный принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать и научу вас».
Результат мастер-класса — повышение профессионального уровня участников, приобретение знаний и закрепление умений [4].
В любом случае, как семинар, так и мастер-класс — это отличная возможность узнать что-то новое, поделиться опытом и развить профессиональные компетенции и мастерство педагога.
Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение педагогом своего опыта, оформленного в доклад, а в дальнейшем и в статью для публикации в сборниках, журналах.
Web-сайт (группа в ВК, канал в ТГ) системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов. Дает пользователю четкую информацию, осуществляет мгновенный доступ к поисковым системам, обладает возможностью как привлекать большое число пользователей, так и собирать информацию об их интересах. Сайт в Интернете может стать визитной карточкой педагога, оформленной в увлекательной графике.
Видеовизитка — педагог может создать видеоролик о своем коллективе, своей деятельности, отдельных проектах. Сделать это можно разными способами. Самый простой способ — создать видеоролик из статических изображений (фотографий, картинок) при помощи специальных программ.
Мультимедийная презентация – это представление чего-либо нового с использованием мультимедийных технологий. Мультимедийная презентация отличается от стандартной тем, что она, как правило, содержит комбинации следующих основных элементов: видео, аудио, 3D модели, рисунки, фотографии, текст, анимация. Данные элементы могут быть представлены в совершенно разных комбинациях.
Также мультимедийная презентация может быть интерактивной, т.е. пользователь, который просматривает презентацию, может каким-то образом влиять на отображаемый в тот или иной момент материал. Например, при просмотре презентации присутствует меню, по которому можно кликать, для перехода к разным разделам презентации, или существует опция смены языка презентации (в данном формате создаются современные УМК).
Ниже представлена небольшая «методическая шпаргалка» о целевых отличиях современных форм представления профессионального опыта, которая поможет педагогу выбрать оптимальный формат для презентации своего опыта:
Методический семинар: изучить -> познакомить -> приобщить = знание
Семинар-практикум: изучить -> закрепить -> обобщить = знание и умение, знание об опыте
Мастер-класс: показать -> научить -> закрепить = знание и умение
Педагогические чтения: представить -> обсудить -> обобщить = знание об опыте
Конференция: представить -> погрузить -> поделиться = знание об опыте
Методическое объединение: изучить -> обсудить -> исследовать -> поделиться= знание, знание об опыте
И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что повышение профессионального мастерства требует систематической поддержки педагогов со стороны методистов и администрации образовательных организаций. Важно отметить, что такая поддержка должна включать не только моральную мотивацию, но и материально-техническое обеспечение, необходимое для эффективной реализации инновационных идей и улучшения качества образовательного процесса. Создание комфортных условий для творческой самореализации педагогов является залогом успешного развития всей системы образования.
Список использованной литературы: