Интеллектуально-развлекательная игра «Квиз «Победный» как интерактивный формат погружения в историю.


Козлова Елена Олеговна, педагог дополнительного образования

СП ДОД «Детско-юношеский центр «Открытие» ГБОУ СОШ с. Красный Яр

В современной действительности наряду с традиционными формами обучения актуальными являются нетрадиционные формы обучения, например, такие как форма интерактивного обучения. Учебные занятия в «режиме интерактива» (от англ. слова interaction – взаимодействие) позволяют обучающимся интегрировать в учебный процесс знания нескольких предметов, выступить в роли соучастников процесса погружения в тему занятия.

Важным аспектом является тот факт, что использование такой интерактивной формы знакомства с темой истории как интеллектуальный квиз (квиз — это командная интеллектуальная игра, в ходе которой участники отвечают на поставленные им вопросы), позволяет в режиме реального времени закрепить материал, пройденный с учащимися как на предыдущих уроках, так и в рамках одного урока, когда в начале занятия педагог знакомит с событиями и фактами истории Великой Отечественной войны.

Использование интеллектуальной игры позволяет решить несколько задач:

1. Образовательная — повышение осведомлённости о вкладе советских солдат и мирных жителей в Победу;

2. Патриотическая — воспитание чувства гордости за свою страну, уважение к ветеранам и памяти погибших героев, развитие патриотических чувств и гражданского сознания молодёжи;

3. Коммуникативная — стимулирование взаимодействия между участниками команды, формирование умения эффективно взаимодействовать друг с другом, проявлять лидерские качества и умение распределять роли внутри коллектива;

4. Психологическая – создание условий для развития способности анализировать исторические факты, критически мыслить и воспринимать разнообразие точек зрения. Повышение интереса к изучению истории через активизацию познавательной деятельности учащихся;

5. Формирование исторической памяти — укрепление связи поколений, сохранение исторической памяти о событиях прошлого и передача ценностей молодым людям.

Интеграция всех перечисленных задач позволяет создать комплексную образовательную среду, способствующую глубокому усвоению материала и формированию осознанного отношения к историческим событиям Великой Отечественной войны и понимания вклада региона в приближение Победы. Использование разных форматов предоставления обучающимся информации позволяет взглянуть на, казалось бы, знакомые исторические факты под другим углом.

Игра представляет собой презентацию, в которой представлены правила проведения, раунды, которые будут в игре, а также ответы. Для ее проведения необходим следующий комплект техники: ноутбук/компьютер, проектор, экран, колонки, а также заранее распечатанные бланки для ответов. Необходимым условием так же является назначение судей (2-3 человека) и волонтеров-ласточек, которые в конце каждого раунда собирают бланки для проверки их судейской коллегией.

Аудитория/участники делятся на команды по 10-15 человек, рассаживаются вокруг стола, получают комплект бланков (по 2 экземпляра на раунд) на всю игру. На каждом бланке команде необходимо вписать свое название. Организаторы заранее распечатывают бланки по количеству команд.

Квиз «Победный» представляет собой 4 раунда, в которых обучающиеся знакомятся с историческими фактами в формате викторины (выбор одного из трех вариантов ответа), исследование регионального аспекта – вкладе Куйбышева в годы Великой Отечественной войне. Третий раунд представляет собой набор вопросов, в которых нужно сделать выбор, вписать слово/фразу, выбрать изображение или расставить изображения в правильном порядке. Четвертый раунд посвящен голосам и музыке войны – в этом раунде участники слушают аудиофрагменты (в том числе видоизмененные – ускоренные или замедленные, воспроизводящиеся в обратном порядке) и голоса, воспроизведенные нейросетью. В конце каждого раунда команды с помощью волонтеров-ласточек передают бланки судьям, которые ведут подсчет игры. Пока судьи проставляют баллы каждой команде, участники так же узнают правильные ответы. В конце игры судьи озвучивают победителей и вручают дипломы/сертификаты участников.

Таким образом, использование такого интерактивного формата обучения как интеллектуальный квиз позволяет обучающимся погрузиться в мир истории, познакомиться или вспомнить давно знакомые факты Великой Отечественной Войны, сохранить в исторической памяти вклад советских солдат и мирных жителей в Победу. В командном формате работы участники могут проявить свои лидерские и организаторские качества, а ребята старшего подросткового возраста в перспективе могут выступить ведущими данного квиза в другой целевой аудитории.