«Опыт адаптации и развития профессионального потенциала молодых педагогов и педагогов-новичков в МБОУ ДО «Планета»


Грохова Екатерина Дмитриевна,

методист МБОУ ДО «Планета» г.о. Тольятти,

Матюнина Светлана Петровна,

методист МБОУ ДО «Планета» г.о. Тольятти

В 2022 году в МБОУ ДО «Планета» пришли работать сразу несколько новых сотрудников. Среди них были как молодые специалисты, так и специалисты с педагогическим образованием, но не имеющих опыта работы в системе дополнительного образования. Возникла задача одновременно помочь сразу нескольким педагогам, разным по уровню компетенций, опыту профессиональной деятельности, по направленностям реализуемых программ, как можно быстрее адаптироваться к коллективу и предъявляемым требованиям, приобрести необходимые знания и умения для осуществления практической деятельности. Нам также было важно, чтобы новые педагоги приняли ценности и традиции нашего коллектива.

Для решения данной задачи мы включили в корпоративную программу обучения педагогов «Ступени мастерства» модуль «Я – педагог «Планеты».

Содержание модуля разделено на три блока:

«Социально-психологическая адаптация»,

«Организационная адаптация»,

«Профессиональная адаптация».

Блок «Социально-психологическая адаптация»посвящен знакомству с новыми педагогами, формированию у них объективных представлений об учреждении. Содержание блока направлено на принятие новичками традиций и ценностей МБОУ ДО «Планета», на преодоление возможных проблем межличностного взаимодействия с коллективом. Здесь новички знакомятся с историей, достижениями и перспективами развития учреждения, акцентируется внимание на профессиональном творчестве и достижениях опытных педагогов МБОУ ДО «Планета». Педагоги знакомятся с корпоративными мероприятиями, мероприятиями городского профсоюза работников образования, в которых они могут принять участие. В данном блоке рассказывается о предстоящих методических мероприятиях, учрежденческий фестиваль открытых занятий, мастер-классы педагогов в рамках проекта «Продвижение». Также в этом блоке происходит знакомство педагогов-новичков с профессиональными конкурсами, мероприятиями по обобщению опыта работы.

Блок «Организационная адаптация» посвящен вопросам, связанным с организационной и нормативно-правовой культурой учреждения. Здесь педагоги знакомятся с уставом и программой развития МБОУ ДО «Планета», организационной структурой учреждения, специалистами и зонами их ответственности. Основная задача данного блока посвящена знакомству педагогов с ключевыми локальными актами МБОУ ДО «Планета». Важнейший вопрос, который изучается в данном блоке – это должностная инструкция педагога и документы, составляющие его рабочее портфолио. Также идет знакомство с информационно-коммуникационной средой учреждения: официальным сайтом, страницей ВКонтакте, чатом для педагогов в «Сферуме», работа в АСУ РСО, ведение страниц детских объединений ВКонтакте.

Темы третьего блока «Профессиональная адаптация» тесно связаны с профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых. В него мы включили содержание, которое направлено на формирование у педагогов знаний и умений, необходимых для качественной реализации своей программы. Здесь фокусируется внимание новичков на требованиях, предъявляемых к организации образовательного процесса в МБОУ ДО «Планета», проведению учебных занятий и воспитательных мероприятий в детских объединениях, требованиях к составлению расписания, к соблюдению норм, правил и мер безопасности. Педагоги знакомятся с программой «Каникулы», программой воспитания и особенностями планирования работы с родителями учащихся.

Обучение молодых и вновь принятых педагогов нами осуществлялось в течение учебного года командой, в которую входили: директор, заместитель директора, методисты, педагоги-организаторы и опытные педагоги дополнительного образования. Был выбран единый день обучения — «Методическая среда».

При реализации модуля «Я – педагог «Планеты» нами были использованы такие формы и методы, как круглый стол, самопрезентация новых педагогов, мастер-классы опытных педагогов, взаимопосещение занятий, семинары-практикумы, индивидуальные консультации, изучение образовательных программ педагогов, занявших призовые места на конкурсе «Новый формат», флеш-наставничество, самостоятельное проектирование молодыми педагогами методических материалов, оценочных средств и др.

Программа модуля «Я – педагог «Планеты» помогла адаптироваться в короткие сроки новым педагогам, к требованиям новой для них профессии. Сегодня мы используем данный модуль при написании программ и планов наставнической деятельности.