«Лидерская (социальная) одаренность: особенности выявления и формы сопровождения одаренных детей. (Из опыта работы молодежного клуба менеджеров «Наша цивилизация»)


Зубко Л.М.
Педагог-организатор
СП ГБОУ СО СОШ № 1 п.г.т. Безенчук ЦДТ «Камертон»

Подростковый возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей. Важно сформировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, основные принципы поведения, показать возможность реализации его способностей в социально-значимой деятельности. Сегодня это понимание есть у педагогов, родителей и у самих обучающихся. Современные дети активны, инициативны и с интересом участвуют в различных видах деятельности. Поэтому подросткам и молодежи необходимо предоставить реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению навыками эффективного построения социальных отношений людей, развивать социальную компетентность.

В связи с этим в Центре детского творчества «Камертон» реализуется образовательная программа «Наша цивилизация» для детей старшего подросткового и юношеского возраста, которая построена таким образом, чтобы каждый ее участник имел возможность проявить себя в качестве лидера. 

В рамках этой программы обучающиеся могут ощутить себя в роли ведущего, организатора акций и коллективных массовых дел, инструктора в образовательном лагере. Участие в программе способствует формированию самостоятельной личности, позволяет выявить социально активных подростков, раскрыть лидерский потенциал участников, формировать активную жизненную позицию. Имея достаточно высокие результаты в нашей деятельности, важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о развитии социальной (лидерской) одарённости.

Среди разных видов одаренности в последнее время все чаще выделяют социальную или лидерскую одаренность. Синонимом этого сочетания является понятие «организаторские способности». Лидерская одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Социальная компетентность лидера не может быть определена только через сумму предметных знаний и умений. Молодые люди должны уметь актуализировать полученные знания и опыт в конкретной ситуации, мобилизовать свои способности, то есть должна быть организована такая деятельность, в которой дети могли бы регулярно осваивать и применять полученные социальные знания и умения. Решением этой задачи может стать правильно организованная социальная практика.

Социальная практика является деятельностью, направленной на формирование позитивных социальных изменений и имеет следующие важные преимущества: в процессе социальной практики подросток получает социальный опыт и  овладевает умениями эффективно выстраивать взаимодействие с социумом; социальная практика является эффективным средством индивидуального развития, профессионального самоопределения и социализации старшеклассников; социальная практика открывает возможности для творчества детям, которые не проявляют ярких талантов в других видах творческой деятельности.

Программа «Наша цивилизация» объединяет в себе несколько направлений социальной практики: ролевые и деловые игры с ярко выраженным политико-экономическим содержанием; юридический практикум по освоению основных демократических процедур цивилизованного общества; сетевое взаимодействие с использованием возможностей интернета, включая различные конкурсы социальных проектов; разработка и проведение мероприятий, молодежных акций.

Принадлежность к дружному коллективу учащихся, объединённому общими целями, интересами, ценностями, играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте. В процессе коллективного планирования деятельности, реализации своих планов, анализа проделанной работы у обучающихся вырабатывается «направленность на других людей». Социальная одарённость развивается путём включения обучающихся в различные виды социально-значимой деятельности.

На протяжении учебного года воспитанники Молодежный Клуб Менеджеров «Наша цивилизация» разрабатывают и проводят районные конкурсы, фестивали и акции для старшеклассников по формированию здорового образа жизни, развитию творческой и социальной активности, воспитанию гражданственности и патриотизма.

Разнообразная деятельность, организуемая в социальной практике, способствует формированию активного отношения молодого человека, позволяет ребятам освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире их взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение, осознание групповой принадлежности, чувство ответственности за себя и других. Пройдя обучение по программе «Наша цивилизация», выпускники получают знания и опыт в социальной сфере, которые им очень помогают в дальнейшем. Многие из них сейчас успешно реализуют себя в жизни, занимая управленческие должности в таких сферах деятельности, как журналистика, образование, сельское хозяйство, газовая и нефтяная промышленность, продолжают вести активную социально-значимую деятельность.

Проекты молодежного клуба менеджеров «Наша Цивилизация», становятся победителями районных, областных и открытых конкурсов социально значимых проектов.

Кроме того, стремление обучающихся клуба постоянно учиться и открывать для себя новые виды деятельности, позволяет им быть участниками районных, областных и Всероссийских профильных и образовательных смен для активной молодёжи в ВДЦ «Океан», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Артек». Воспитанники МКМ «Наша цивилизация» активные участники Областной социально-педагогической программы развития социальной активности школьников «Инициатива плюс», Региональной программы «За ученические советы», неоднократно становились лауреатами регионального этапа всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления, лауреатами премии Президента, Именной премии Губернатора Самарской области для одаренных детей и подростков в номинации «Социально-значимая деятельность.

Благодаря развитию социальной одаренности ребята приобретают независимость, стремление к успеху, что актуально в нашем обществе. Сформированные знания и умения помогают им лучше ориентироваться в сложных социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки.