Формирование духовно-нравственных качеств личности в рамках деятельности литературного клуба «Открытие»
Алпатова Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №7 г. Кинеля
Духовный опыт человек приобретает в течение всей жизни через литературу, театр, кино, живопись, музыку, приобщение к вере, истории. Каждый ребёнок должен осознавать: земля, на которой он родился и вырос, жизнь со всеми ее радостями и красками, счастьем и любовью – всё это благодаря тому, что русский народ из века в век сохраняет традиции, бережет и любит свою Родину.
Школьный литературный клуб «Открытие» в своей деятельности ориентируется на гуманные ценности, развитие толерантности к различным мнениям, формирует гражданскую позицию, воспитывает нравственные убеждения, учит детей продуктивно мыслить, делать социальный выбор, принимать решения, действовать на благо своей Родины.
Кроме того, в условиях падения интереса к чтению, литературе, сокращения часов на ее изучение, литературно-творческая деятельность предоставляет большие возможности для совершенствования творческого потенциала личности обучающихся. В рамках школьного литературного клуба решаются две взаимосвязанные проблемы: духовно-нравственное воспитание, развитие одарённости и литературное образование обучающихся.
Суть воспитательной практики, формы и методы, свобода выбора деятельности дают возможность погрузиться в историю родной страны, её культуру, литературу, познать самобытный язык своего народа, что способствует воспитанию гражданственности, гуманности, чувства патриотизма. Мероприятия, проводимые в рамках воспитательной практики, проходят в тесном взаимодействии с родителями обучающихся, педагогами школы, Советом обучающихся, социальными партнёрами: «Альянсом молодых», Домом Культуры, Советом ветеранов, Народным театром города, школой Искусств, театром «СамАрт», поэтической студией «Вдохновение».
При подготовке той или иной литературной встречи, композиции, мини-спектакля, агитбригады ребята обмениваются мыслями, предложениями. Анализируют, действуют, принимают самостоятельные решения. Учатся быть творцами: рисуют, пишут сценарии, составляют диалоги, подбирают музыку, придумывают костюмы, сочиняют стихи…
В клубе действуют следующие направления: «Литературная гостиная». Это направление, где на примерах жизни известных людей, образах классической литературы и искусства рассматриваются «вечные» вопросы о жизни, чести, достоинстве, доброте.
Успешно развивается в литературном клубе направление «Театральные подмостки». Театральное искусство дает возможность самоутвердиться, открывает путь к познанию собственной личности. Даёт мотивацию к общению, к совместному творческому порыву. Импровизированная сцена адаптирует к социуму, обогащает и развивает нравственный и гражданский потенциал школьника.
Поэтическое творчество детей – это особая тема, особое направление клуба, которое называется «Тропинка к Парнасу» (проба поэтического пера). В эту группу входят ребята, заинтересованные тем, как рождаются стихи. Дети учатся оттачивать слог, видеть идею своего произведения. Тематика творчества разнообразна: от любовной лирики до патриотических виршей об Отчизне, родном городе… Клубовцы – постоянные участники областных конкурсов «Куйбышев — запасная столица», «Весна 45 года», «Пушкинские
чтения». Творческие работы детей входят в ежегодные издания Самарской областной Думы, Детской областной библиотеки, размещены на школьном сайте, в ВК.
Большое место в воспитательной практике отводится мероприятиям, которые проводятся в форме брейн-сторминга, где проявляется творчество, самостоятельность, возможность выбора… Широко используются в работе клуба написание детьми эссе, создание презентаций, оформление и защита портфолио, в которых ярко проступает творческая, личностная индивидуальность, гражданская позиция подростка.
Большие возможности проявления своего «я», творческого потенциала дают литературно-музыкальные композиции. Традиционно они готовятся ко Дню Героев Отечества, ко дню 8 Марта, к майскому празднику Победы. Эта форма работы требует от ребят ответственности, трудолюбия, терпения, но и результаты окупаются сторицей.
Если говорить о качественных результатах практики, то основные из них заключаются в активизации творческой деятельности, возросшем интересе к литературе, истории своей страны, в повышении уровня гражданственности и патриотизма, в умении эмоционально откликаться на произведения искусства, в самоутверждении. Самое важное – дети вырастают настоящими людьми, патриотами своей страны, самодостаточными личностями.
Из количественных результатов хочется назвать такие цифры, как: 40% обучающихся школы прошли через практику; проведено более 70 мероприятий; 600 человек приняли участие в мероприятиях клуба; 35 публикаций в центральных, окружных, региональных СМИ; на 5,4% (по библиотечной статистике) возросла читательская активность обучающихся.
Прививая школьнику умение дорожить победами и святынями Отечества как личными ценностями, воспитывая чувство человеческого достоинства, стремление к нравственному совершенствованию, любовь к своему народу, своему краю, России как великой державе, целеустремлённость и настойчивость, литературный клуб «Открытие» в полной мере решает задачи духовно-нравственного воспитания школьника, воспитание личностей.