Профориентационная составляющая в реализации областной социально-педагогической программы развития театров детской и молодежной моды «Лабиринты моды» как мотивационный фактор успешной самореализации


Алексеева О.Г.

Заместитель директора, старший методист, руководитель областной социально-педагогической программы развития театров детской и молодежной моды «Лабиринты моды» ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества»

Современная система дополнительного образования дает подрастающему поколению ориентировку по многим направлениям. Но есть жизненно важная задача, для решения которой нужна особая дополнительная подготовка, — задача самостоятельного и сознательного выбора трудового, а значит и жизненного пути. Выбор профессии один из главных критериев социализации и самореализации. Общей чертой актуальной профориентационной работы является ознакомление обучающихся с новыми профессиональными сферами, развитие интереса к таким профессиональным областям, которые содержат творческое начало личности как ключевой компонент успешной карьеры.

В ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества» более 25 лет реализуется областная социально-педагогическая программа развития театров детской и молодежной моды «Лабиринты моды». В конце 90-х годов прошлого века возникла идея дополнить программу кружков «Швейное конструирование и моделирование одежды» занятиями хореографией и сценической пластики, ввести курс «Дизайн одежды». Идея полностью оправдалась. Такое, казалось бы, традиционное для дополнительного образования направление детского творчества, как «Швейное конструирование», приобрело новый статус, весьма привлекательный и для учащихся детских объединений, и для их родителей, поскольку в них создаются условия не только для удовлетворения образовательных потребностей детей и развития их художественного и эстетического вкуса, но и предоставляется возможность самореализации и профессионального самоопределения молодых людей как стилистов и дизайнеров одежды, их социализация в обществе.

Со временем программа стала «обрастать» проектами и мероприятиями, направленными на знакомство с разными гранями профессии дизайнера одежды.

В 2023-2024 годах областная программа «Лабиринты моды» стала одним из участников профориентационного проекта «PROдизайн: творчество + производство». Этот проект имел комплексный характер, т.к. объединил несколько организаций разного уровня: это городское учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Парус», областную программу «Лабиринты моды» ГБОУ ДО СО СДДЮТ и кафедру «Дизайн» СамГТУ.

В основу проекта легла актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с дефицитом на рынке труда компетентных специалистов из числа профессий, обеспечивающих проектирование и производство в сфере дизайна одежды. Современные старшеклассники не рассматривают такие профессии, как: конструктор, технолог, закройщик, специалист по материаловедению, портной, швея в качестве перспективного места трудоустройства. Поэтому есть необходимость популяризации так называемых «непривлекательных» профессий.

Основная идея проекта заключалась в проведении комплекса мероприятий, направленных на знакомство как с творческими, так и с обеспечивающими профессиями в сфере индустрии моды и легкой промышленности.

Участниками проекта стали учащиеся театров моды и студий дизайна одежды учреждений дополнительного образования и школ Самарской области.

В течение двух лет проект осуществлялся в несколько этапов. На первоначальном этапе в рамках проекта были проведены: экскурсии по выставке работ студентов кафедры «Дизайн» СамГТУ, мастер-классы педагогов кафедры «Дизайн» СамГТУ, экскурсия в ГБПОУ «Самарский колледж сервисных технологий и дизайна», профориентационные игры и т.д.

Вторым этапом стало проведение во время областной профильной смены театров детской и молодежной моды «Лабиринты моды» профориентационной игры «Найди себя в профессии». Совместно с педагогами – руководителями детских театров моды в течение нескольких дней ребята знакомились со смежными для дизайнера профессиями: конструктор, портной, стилист, технолог, дизайнер и бренд-менеджер и попробовали себя в этих профессиях.

На этой смене в очередной раз собрались креативные, талантливые ребята из Самары, Сызрани, Большой Глушицы, Нефтегорска, Хворостянки и Пестравки. В течение 5 дней участники смены посещали самые разнообразные мастер-классы по декоративно-прикладному искусству и дизайну костюма, учились создавать эскизы моделей на мастер-классе по эскизографии, учились рисовать на пленэре и говорили о моде на «Модном подкасте».

По итогам смены была отмечена необходимость и успешность проведения такого рода информационно-профориентционных мероприятий, которые расширяют спектр востребованных сегодня профессий.

Еще одним мероприятием проекта стала городская профильная смена «PROдизайн: творчество + производство», организованная МБОУ ДО «Центр дополнительного образования «Парус» г.о. Самара. Эта смена объединила учащихся детских театров моды города Самары. Для них были организованы тематические мастер-классы, проведены профориентационные игры. Кроме педагогов ЦВР «Парус» мероприятия проводили преподаватели Самарского государственного технического университета, Самарского государственного колледжа сервисных технологий и дизайна.

Заключительным этапом проекта стала областная профильная смена «Лабиринты моды» летом 2024 года. На профильной смене собрались театры моды из городов Самара и Нефтегорск, сел Большая Глушица и Хворостянка. Каждый день профильной смены был расписан поминутно. В программу смены входили тематические мастер-классы, экскурсии по выставке «История шляпок и сумок», творческие встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества.

Одним из ведущих мероприятий смены стала профориентационная игра «Дизайн – работа мечты». Все участники смены были поделены на рабочие группы и под руководством кураторов, учащихся театра моды школы изобразительного творчества и дизайна «Радуга», в течение трех дней разработали, прошли экспертизу специалистов и презентовали свое производство в сфере дизайна одежды. Все участники смены отметили интерес к такому виду проектов и поняли, что к любой профессии можно и нужно относиться творчески и с интересом. И тогда любая работа станет привлекательной, а жизнь успешной.

Такие профориентационные проекты, профессиональные пробы помогают подросткам разобраться в себе, выявить профессиональные предпочтения и определиться с путями получения профессионального образования. Правильный выбор профессии способствует становлению человека как личности, накапливая профессиональный опыт, преобразуя его в собственные ценности и ориентации, развивая индивидуальные качества.