Применение социально-педагогических технологий в воспитании толерантности в молодёжной среде посредством тележурналистики


Казак Майя Геннадьевна,

педагог дополнительного образования,

художественный руководитель

школьной телестудии «Зеркало» (с. Кинель-Черкассы)

«О светлом будущем заботятся политики,

о светлом прошлом — историки,

о светлом настоящем — журналисты»

(Жарко Петан – афорист)

В последние десятилетия, в связи с ростом информационных ресурсов, особенно востребованной стала профессия журналиста. В приветствии делегатам и гостям X съезда Союза журналистов России Владимир Путин написал: «Честное слово журналиста имеет огромный вес. И сегодня, когда растёт число средств массовой информации, появляются новые информационные технологии и новые возможности, активная, ответственная позиция СМИ, по-настоящему независимая и смелая журналистика как никогда востребованы, необходимы России для эффективного демократического развития, укрепления гражданского общества, для решения важнейших задач».

Школьная телестудия «Зеркало» существует более двух десятков лет. За это время сменилось не одно поколение студийцев. Поэтому накопленный нами опыт может пригодиться другим педагогам, занимающимся тележурналистикой. Важно отметить, что каждый подросток или молодой человек, будучи удивительной, талантливой, имеющей огромный творческий потенциал личностью, не всегда с уважением, доброжелательностью и с пониманием относится к людям, отличающимся чем-то от них. В педагогике и психологии толерантность определяется как приобщение детей и молодёжи к искусству жить в мире непохожих людей и идей. Воспитывать у молодёжи терпимость к другим людям, обычаям, вере, а именно так воспринимается толерантность, можно и средствами массовой информации.

В современной школе наблюдается тенденция увеличения в классах количества учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети обучаются в обычных школах и посещают различные кружки, секции, студии. Занятия в телестудии позволяют ребятам с ОВЗ почувствовать себя более уверенными, востребованными, а значит социально-адаптированными. Толерантное отношение к таким детям в студии тоже немаловажный воспитательный фактор. Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

В нашей студии с такими детьми проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. Они позволяют воспитаннику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Для решения этой проблемы нами разработан специальный курс, позволяющий детям с ОВЗ успешно заниматься тележурналистикой. Таким ребятам нужно больше времени на подготовку вопросов для интервью и написание текста для репортажа. Но сколько радости испытывает такой ребёнок, когда видит результат своего труда в виде готового репортажа!

В структуре курса можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации.

Сведения этого блока развивают умения воспитанников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для ребят, занимающихся тележурналистикой.

Жанрами информационной публицистики являются: репортаж, интервью, заметка, отчет, выступление.

Интервью — это беседа в форме вопросов и ответов, диалог журналиста, получающего информацию, и носителя информации.

Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт воспитанников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед воспитанниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Например, получение необходимой информации.

На групповых занятиях проводятся ролевые игры, позволяющие ребятам «примерить» на себя различные образы, представить себя в различных жизненных ситуациях. А это в свою очередь, способствует наилучшей адаптации подростков в современном мире. Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление воспитанниками системы ценностей.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Ещё одно направление воспитательного процесса — это работа с одарёнными детьми. Ведь в журналистику идут люди неординарные, способные к самовыражению с ранних лет. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Формы работы с одаренными детьми: это — индивидуальные занятия, консультации по возникшим проблемам. Дополнительные занятия при подготовке к конкурсам, написании сценария репортажа или документального фильма. Такие дети охотно участвуют в районных, областных, Всероссийских и Международных конкурсах. В работе с ними не обойтись без современных средств информации (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия). Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Поэтому в работе с одарёнными и талантливыми детьми для повышения мотивации учения и осознания успеха на занятиях мы используем нестандартные формы (сюжетно-ролевой урок, интегрированные уроки, урок-исследование и др.) Эффективное использование инновационных технологий и приемов обучения в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о хороших результатах. Это призовые места в конкурсах самого разного уровня, участие в фестивалях, слётах.

Современная школа и дополнительное образование должны стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей подрастающего поколения школьников. Для этого мы используем различные социально-педагогические технологии.

Вовлечение подростков и молодых людей в такие проекты, как создание документальных фильмов патриотической направленности, добровольческой помощи сверстникам и семьям в трудной жизненной ситуации, наилучший способ воспитания толерантности. Поэтому каждый год мы выбираем тему наиболее актуальную в молодёжной среде, собираем необходимый материал, находим героев событий или исторические факты. Всё это ложится в основу документального фильма, который демонстрируют в школе и районе.

На сегодняшний день в активе телестудии документальный фильм «В рубашке рождённый…», о бывшем педагоге и ветеране Великой Отечественной войны полковнике в отставке Николае Фёдоровиче Писоцком, документальный фильм о малолетних узниках концлагерей «Война глазами детей». Нашей телестудией был снят документальный фильм о воспитанниках Самарской школы-интерната № 117 для слабослышащих и глухих, ставших паралимпийцами. С этим фильмом коллектив телестудии представлял наше учебное заведение в марте 2014 года в Олимпийском Сочи на II Всероссийском молодежном спортивно-образовательном фестивале «Здравствуй, Сочи!», посвященном XI Паралимпийским зимним играм. В ходе конкурса «Выдающиеся олимпийцы и паралимпийцы – наши земляки» освещались темы волонтерства, олимпийского и паралимпийского движения. Ребята с гордостью рассказывали о своих земляках — чемпионах Олимпийских и Паралимпийских игр. Решением оргкомитета команда нашей школы была награждена кубком и Почётной грамотой «За инициативность в работе по патриотическому воспитанию». Тема особенного ребёнка легла в основу документального фильма «Вера в себя». Рассказ о подростке, перенёсшем не одну операцию на пути к выздоровлению и научившемся ходить в 14 лет, никого не может оставить равнодушным. Документальный фильм стал победителем в региональном конкурсе «Жизнь без границ» в номинации «дети с ограниченными возможностями». В 2016 г проходил II Всероссийского дистанционного конкурса буктрейлеров «Дети цифровой эры. Актуальное чтение». Для участия в нём необходимо было самостоятельно снять видеоролик, побуждающий к прочтению книги. В нём принял участие ребёнок с ОВЗ, являющийся корреспондентом младшей группы телестудии «Зеркало» в номинации «Актуальное чтение». Его работа по книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» стала победителем в этой номинации. И была отмечена работа как увлекательная и эмоциональная, побуждающая к прочтению книг. В Год экологии нами был осуществлён проект совместно с учащимися школы по озеленению пришкольного участка. Итог: репортаж на экологическую тему «Акция Эко-бомба в Кинель- Черкассах». Высокая оценка жюри обеспечила нам победу в номинации «Лучший информационный репортаж». По мнению жюри репортаж был выполнен по классическим телевизионным канонам. О деятельности в области патриотического воспитания повествовали репортажи об открытии бюстов Героям Великой Отечественной войны в местах их рождения.

В своей деятельности нам часто приходится общаться с другими образовательными учреждениями, структурными подразделениями, спортшколой, РДК, домом молодежных организаций, библиотеками, музеями, творческими союзами, различными художественными коллективам. Это общение мы оцениваем как взаимовыгодное. Для наших воспитанников — это информационный повод для репортажа, знакомство с творчеством других коллективов. Возможность применить полученные знания, выйдя за рамки школьных новостей. Для других коллективов — возможность транслировать через нас свой опыт, демонстрировать своё творчество. В сотрудничестве студийцы развивают свои творческие и коммуникативные способности, приобретают неоценимый социальный опыт.

Таким образом, воспитание детей и молодёжи, осуществляемое средствами тележурналистики на основе социально-педагогических технологий, является наиболее эффективным инструментом предупреждения нетерпимости и формирования активной гражданской позиции.