«Навигатор помощи»: интерактивный антибуллинговый подкаст


Хожателева Светлана Владимировна

учитель изобразительного искусста

МБОУ Школа № 157 г.о Самара

В современной подростковой среде тема буллинга и кибербуллинга становится всё актуальнее. Дети всё чаще сталкиваются с проблемой жестокого отношения и насилия в свою сторону и не всегда знают, как вести себя, как бороться с этим, к кому обращаться за помощью.

С мая по ноябрь 2023 года в школах России зафиксировано на 19,5% больше случаев агрессивного поведения и издевательств по отношению к несовершеннолетним со стороны их сверстников в сравнении с тем же периодом прошлого года.

Проблема усугубляется из-за нехватки педагогов-психологов в учебных учреждениях. Дефицит на сегодня составляет 55 тысяч человек, и его не смогут восполнить вузовские выпускники соответствующей специальности.

В представленной практике предложены новые методы воспитания, которые помогут педагогам, классным руководителям в профилактической работе с детьми. Представленные практики способны оказать содействие в организации и проведении профилактических мероприятий, направленных на профилактику травли (буллинга) детей и подростков, а также их социализацию, повышение образовательной мотивации обучающихся средней и старшей школы.

Основная идея практики «Цифрового подкаста» как нового формата сопровождения обучающихся очень проста: рабочая группа педагогов совместно с ребятами-волонтерами ставят спектакли-дискуссии «Не такой», по мотивам повести В. Железникова «Чучело». Композиция повести В. Железникова «Чучело» достаточно оригинальна, так как события поданы в форме откровенного рассказа главной героини. На протяжении почти всего произведения девочка делится своими проблемами, переживаниями с дедушкой. В конце повести обидчики понимают, что были не правы и принимают Чучело такой, какая она есть. Спектакль – дискуссия «Не такой» способен показать зрителю современную интерпретацию повести «Чучело», в которой персонажи спектакля рассказывают о проблемах, знакомых современному подрастающему поколению. Такие инсценировки позволят эмоционально погрузить зрителя в проблему буллинга, вовлечь в диалог и наметить пути выхода из сложных жизненных ситуаций.

Подобные спектакли рабочая группа реализует в течение учебного года, привлекая к просмотру различные группы обучающихся, а также давая возможность самим ребятам попробовать себя в роли «жертвы». Дети рассказывают свои неприятные истории или обыгрывают придуманные, высказывают свое мнение и дают друг другу советы, оказывают поддержку. Иногда, пережив свою личную грустную историю еще раз публично на сцене, ребёнок переосмысливает её, смотрит на проблему с другой стороны.

Для участия в проекте, помимо живых инсценировок, любой школьник, которому нужна помощь, которому нужно высказаться, может обратиться к «Навигатору помощи»: интерактивному антибуллинговому подкасту (анонимно). Такой навигатор содержит в себе обобщённые ответы на вопросы и общий алгоритм действий подростков в сложной ситуации. Навигатор помощи создан на основе искусственного интеллекта, а его диалог формирует обученная нейросеть. Цифровой навигатор способен направить ребёнка на решение проблемы, на то, что надо обратиться к взрослым. Общий алгоритм его работы включает действия специалистов проекта и учреждений системы профилактики буллинга (партнеры проекта).

Формы реализации:

1. Цифровой подкаст – размещение материалов на региональном контенте (группа Вконтакте);

2. Технология форум-театров, живых диалогов;

3. Слёты;

4. Мастер-классы.

Проект также включает создание образовательных материалов для подростков, их родителей и педагогов, чтобы повысить осведомленность о проблеме буллинга и способах его предотвращения.

Профилактика буллинга в школах должна стать обязательной частью воспитательного процесса. Законопроектом устанавливается обязанность включать мероприятия по обучению мерам эффективного реагирования на травлю в образовательную программу, целью которой является, в том числе, формирование позитивных социальных навыков и социально-приемлемого поведения обучающегося. Нельзя забывать, что действующее законодательство позволяет привлечь обидчика к ответственности за буллинг (ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление). Также действия, образующие буллинг, могут быть наказуемы по ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) и ст. 7.17 КоАП (уничтожение или повреждение чужого имущества), а в отдельных случаях работает ст. 213 УК РФ (хулиганство). Но на практике буллинг носит скрытый характер, а жертва не обращается за помощью. Кроме того, педагоги и иные уполномоченные лица иногда недостаточно серьёзно относятся к оскорблениям ребёнка со стороны сверстников.

Для многих современных подростков цена жизни невелика, так как они еще не научились ценить жизнь. Как правило, подростки привыкают к компьютерным вариантам развития событий, когда у главного героя несколько жизней и можно всегда вернуться к следующему или предыдущему варианту. В связи с этим представленная проблема, требует очень серьезного внимания.

Мы считаем, что наш проект способен решить некоторые задачи:

1. Изучить состояние проблемы буллинга в подростковой среде;

2. Разработать механизмы, а также систему интерактивных технологий инновационных форм и средств профилактики буллинга;

3. Познакомить участников проекта с видами и причинами буллинга, способами их предотвращения и нахождения выхода из сложной ситуации;

4. Способствовать формированию навыков командного взаимодействия;

5. Содействовать профилактике насилия в школьной среде.