Коллективное творческое дело: опыт совместной работы педагогов и родителей школы по воспитанию патриотизма у обучающихся


Логинова Александра Александровна,

директор общеобразовательной школы

при Посольстве Российской Федерации

в Республике Мадагаскар, к.п.н.,

«Почетный работник воспитания и просвещения РФ»

Теория и практика коллективного творческого дела появилась в российской педагогике во второй половине прошлого века и стала одной из эффективных форм организации воспитательной работы.

Её автор, выдающийся советский и российский педагог И.П.Иванов, продолжив дело, начатое А.С.Макаренко, описал и внедрил данную форму воспитательного мероприятия, показав, тем самым, что любое традиционное мероприятие можно сделать творческим, интересным и разновозрастным.

В каждой образовательной организации в преддверии праздника Великой Победы планируются мероприятия, посвященные этой дате. Не стала исключением и наша школа. Спецификой школы при посольстве является то, что она по своему составу немногочисленна и сосредоточена на небольшой территории, где проживают все сотрудники посольства со своими семьями: 20 детей и 40 родителей, 8 членов педагогического коллектива. Таким образом, мы – дружная семья, в которой все друг друга знают, нередко дружат и общаются семьями.

Праздник 9 Мая традиционно отмечается организацией и проведением большого концерта, организация которого поручается школе.

Итак, рассмотрим основные этапы КТД «Ничто не забыто, никто не забыт!» общеобразовательной школы при Посольстве России в республике Мадагаскар.

Коллективное планирование. Задача педагогов и Совета дела на этом этапе — разбудить фантазию, инициировать творчество; методом мозговой атаки «накидываются» различные идеи от простых до самых невероятных и сложных. Предложения не критикуются до окончания сеанса, но могут быть развиты, дополнены. Когда предложения иссякли, остаётся сделать их разбор и отобрать оптимальные. Разрабатывается план мероприятия: создание выставки рисунков о Великой Отечественной войне, написание сценария концерта, определяются участники концерта, ведущие, участвующие в сценках и исполнении вокала, решается, кто будет приобретать и сажать дерево в честь годовщины Великой Победы, а кто будет исполнять перед началом концерта фронтовые песни и т.д. Также происходит обсуждение, каким образом организовать и провести в рамках данного мероприятия акцию «Бессмертный полк». Ведь находясь на африканском острове, в условиях посольства, нам невозможно провести акцию шествием по улицам столицы Мадагаскара Антананариву.

Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во-первых, обеспечить успех, для чего всё предусмотреть, приготовить, а во-вторых, вовлечь всех. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов. Все делятся на группы: сценаристы, ведущие, артисты, чтецы, вокалисты, художники, создатели видео- и фоторяда. Группы смешанные, т.е. в них входят как взрослые, так и дети. Взрослым разрешается помогать детям что-то узнать, чему-то обучиться, тем самым способствуя их развитию и воспитанию. Действует принцип совместно-разделённой деятельности: взрослые показывают, а делают все вместе.

Непосредственное проведение КТД. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и участие каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.

Как правило, мероприятие начинается с подготовки аудитории, которая в этот день состоит не только из сотрудников посольства и членов семей, но и из малагасийцев, активно изучающих русский язык, поддерживающих внешнюю политику России, а также гостей из других зарубежных посольств на Мадагаскаре. В начале мероприятия аудитория знакомится с выставкой рисунков на тему Великой Отечественной войны, участвует в кольцовке песен о войне. Затем проходит концерт. После концерта его участники и зрители сажают дерево в память о годовщине Великой Победы.

Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. На нём говорят о том, что получилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей. Ближайшее последействие КТД. Намечается программа реализации решений.

Таким образом, коллективное творческое дело в условиях посольства помогает педагогическому коллективу совместно с родителями решать вопросы воспитания патриотизма и гражданственности у российских детей и подростков.