«Городской туризм: 3 ключа»
Мухаметова Сауле Утепкалиевна, Суркина Оксана Валерьевна
ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска
Воспитательная практика «Городской туризм: 3 ключа» раскрывает особенности освоения и использования технологии образовательного городского туризма, возможность сетевого взаимодействия для реализации воспитательно-образовательных задач, демонстрируя интеграцию образования и досуга, межкультурной и межличностной коммуникации, культурного освоения различных граней и слоев городского пространства.
Городской туризм способствует обогащению социальной практики подрастающего поколения, обеспечивает условия их воспитания, удовлетворяет потребности и интересы обучающихся. Помогает понять особенности развития района и становления города, их историю и культуру, связь с историей и культурой страны, принять участие в социально – направленной деятельности, развивая при этом собственные способности. Отличительной особенностью практики стало возрождение традиционных способов коммуникации между поколениями: личные встречи и совместные мероприятия. Восстановление культурной нормы ценности личных встреч со старшим поколением, с младшими детьми, когда обучающиеся выступают в роли наставников.
Положительные стороны данной воспитательной практики:
• практико-ориентированный характер организации процесса воспитания и обучения;
• синтез двух направленностей: туристско-краеведческой и социально-гуманитарной. Педагогический феномен дополнения, переплетения направленностей актуален и соответствует современным требованиям системы образования, задавая вектор для формирования разносторонне развитой личности и гражданина;
• включение в содержание программы различных областей знаний (история, краеведение, искусство, литература, образование и т.д.);
• теоретическая часть может реализоваться при помощи дистанционных технологий.
Региональный компонент реализуется изучением таких предметов, как история Нефтегорского района, география Нефтегорского района, окружающий мир. Программа знакомит с образовательными и культурными событиями, организациями города Нефтегорска, старейшинами и почетными гражданами города.
Практика – интеграция традиционных и новых воспитательных форм и методов: традиционные мероприятия обретают новые формы проведения, оставаясь ежегодными. Практика является частью Программы воспитания ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска. Воспитательная практика представляет совместную деятельность педагогов и обучающихся и включает в себя возможность для детей приобрести необходимые социальные навыки, используя городское социально — культурное пространство. Задача совместной деятельности педагога и ребенка– это формирование у подрастающего поколения гражданских ценностей, патриотизма, чувства гордости за достижения российской науки и культуры через освоение социально — культурного пространства города. Потенциал многочисленных объектов города способствует расширению возможности использования городских условий в качестве актуального воспитательно-образовательного ресурса.
Модульная организация практики делит содержание на краткосрочные модули — треки, а использование ресурсов партнеров способствует более углубленному изучению материала, положительно влияет на социализацию воспитанников. Все воспитательно-образовательные мероприятия составляют комплекс событий, объединённых единой тематикой, подразумевающих целостный воспитательный, образовательный результат для участников практики.
Трек «Исторический». Формирование знаний об истории Нефтегорского района, города Нефтегорска, создание целостного облика города, его главных ценностно-смысловых составляющих. Знакомство с символикой городского пространства, с архитектурными сооружениями, со значимыми людьми в истории города и района.
Трек «Культурный». Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему Нефтегорского района средствами познавательной, практической и исследовательскойдеятельности.
Трек «Образовательный». Формирование интереса обучающихся к историческому прошлому и настоящему системы образования Нефтегорского района.
Воспитательная практика включает в себя реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нефтегорск: три ключа» и Проекта «Культурно-образовательный квест «Нефтегорск: 3 ключа».