Волонтёрская деятельность как фактор формирования активной позиции школьников


Ульдякова Оксана Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДО СО СДДЮТ;

Зольникова Юлия Вячеславовна,

заместитель директора по ВР,

МБОУ Школа №77 г.о. Самара

В настоящее время развитие волонтёрского движения связано с растущим числом социальных проблем, в решении которых принимают активное участие волонтёры.

Волонтёрское движение в России активно развивается и способствует воспитанию инициативы и ответственности, повышению уровня социальной активности молодежи.

Особое значение деятельность различных волонтёрских организаций приобретает в современных социально-политических условиях сплочение для решения общих задач специальной военной операции.

В Самарской области накоплен позитивный опыт развития волонтерского движения среди различных возрастных групп, одной из самых массовых является категория дети и молодежь.

Для подрастающего поколения волонтёрство ассоциируется с активным осуществлением общественно значимой деятельности, которая способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, приобретению уверенности в себе и своей значимости для других. В совместных делах ребята могут получить позитивный опыт социального взросления, социальной ответственности, формирования активной жизненной позиции.

Представляем опыт детско-молодежного волонтерского объединения «Берегиня», работающего по дополнительной общеобразовательнойиобщеразвивающей программе «Мы — волонтёры»Самарского Дворца детского и юношеского творчества на базе школы № 77 города Самары.

Данная программа реализуется в сетевой форме в партнерстве ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского юношеского творчества» и МБОУ Школы №77 г.о.Самара.

В программе соединены разные направления воспитательной деятельности: от пропаганды здорового образа жизни, физического и творческого развития личности, трудового и экологического воспитания до формирования гражданской позиции подрастающего поколения посредством включения учащихся в социально-значимую деятельность и самоуправление.

Волонтёрский отряд «Берегиня» интегрирован в школьную систему воспитания и в рамках его деятельности созданы условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха волонтеров.

Современные воспитательные технологии, применяемые в программе, позволяют получить позитивный социальный опыт, опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Волонтёрский отряд активно участвует в мероприятиях школьного уровня и плотно сотрудничает со Штабом воспитательной работы (ШВР) по реализации плана воспитательной работы школы, и в мероприятиях областного масштаба, в рамках Областной социально-педагогической программы развития социальной активности подростков «Инициатива-плюс» ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского юношеского творчества».

Подростки знакомятся с историей добровольчества, изучают технологию организации и проведения коллективного творческого дела, учатся работать в команде и реализовывать свои первые инициативы. Осваивают методику подготовки и проведения социальных акций, таких как: «Мы — граждане России!», «Мы — против табакокурения!», «Твори добро!», «Я выбираю спорт», «Дети — детям», «Кормушка», «Мы вместе!», «Помощь, братьям нашим меньшим», «Доброта в детской ладошке», «Весенняя неделя добра», «Экологический десант» и др.

Активисты отряда «Берегиня» входят в состав Совета старшеклассников, где разрабатывают и предлагают мероприятия на новый учебный год, а также являются помощниками классных руководителей для повышения продуктивности работы и проведения мероприятий. Для заинтересованности волонтёров создали рейтинг, который в перспективе отображает деятельность и стимулирует продуктивность работы, а также помогает при выдаче и заполнении волонтёрских книжек. Параллельно с этим, два раза в год отмечаются и награждаются самые активные волонтеры.

Волонтёрский отряд принимает участие в социально-значимых проектах школьного музея: «Историко-культурное наследие Самары», «Куйбышев — Запасная столица», «Музейный марафон», целью которого является создание условий для проведения ознакомительных мероприятий и развития творческого потенциала школьников через практическое изучение исторического наследия.

Волонтеры отряда «Берегиня» активно принимают участие в реализации областного социально-значимого проекта «Инициатива в действии», целью которого является создания условий для развития способностей учащихся и активного включения в совместную деятельность через творческие, социальные, исследовательские и научные проекты, социальные акции в рамках Областной социально-педагогической программы развития социальной активности молодёжи «Инициатива-плюс». Ребята принимают участие в областных акциях: «Поддержим наших!», «Книги детям Донбасса», «Ветеран живёт рядом!», «День героев Отечества», «Георгиевская ленточка», «Посылка солдату» и др.

Результатом деятельности отряда является развитие у школьников социальной активности, готовности помочь ближнему, а также приобретение личностного ценного опыта, который в дальнейшем поможет им реализовать себя. Помимо личностных результатов в отряде происходит объединение родителей, детей и учителей в одну большую семью, где каждый готов подать свою руку помощи.

Таким образом, целенаправленное, последовательное включение подростков в волонтёрскую деятельность позволяет и взрослым, и детям, формировать единую систему жизненных ценностей, традиций, взглядов на мир и своего места в нем, повышать правовую культуру укреплять активную гражданскую позицию учащихся.