Формирование ценностных ориентаций учащихся 11-14 лет посредством профессионального самоопределения в сфере ИТ
Сидельникова Мария Александровна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДТДМ г. Тольятти
Ценностные ориентации представляют собой одну из ведущих характеристик личности, уникальную форму познания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, характеризуют мировоззрение личности, выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех аспектах человеческой деятельности.
Сегодня социально ответственное поведение детей и подрастающего поколения формируется на основе базовых национальных ценностей российского общества, выраженных в понятиях: «человечество», «патриотизм», «социальная солидарность», «гражданственность», «семья», «здоровье», «творчество», «труд», «наука», «искусство», «природа», «традиционные религии России». Осознание смысла человеческих ценностей активно происходит в подростковом возрасте, в период становления мировоззрения, различного рода убеждений и выстраивания картины мира. Современные подростки являются носителями будущего, и выбор ими ценностей во многом определяет это будущее. Поэтому дополнительное образование должно способствовать развитию личности учащихся так, чтобы они хотели и могли самостоятельно ставить и достигать цели, умели ориентироваться в различных жизненных ситуациях. В современной ситуации динамичного развития рынка труда, стремительного изменения существующих профессий и появления новых видов профессиональной деятельности особенно остро встают вопросы профессионального самоопределения учащихся. При этом одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений профессиональной деятельности в настоящее время являются профессии сферы информационных технологий.
Работа по профессиональному самоопределению подростков 11-14 лет проводится на базе МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» г.о. Тольятти с 2019 года. Задачей профориентационной работы является также развитие их личностных качеств посредством знакомства с направлениями и профессиями сферы информационных технологий. Интерактивные занятия предусматривают получение детьми практико-ориентированных знаний для формирования у детей конструктивного отношения к окружающим людям; к закону, государству и к гражданскому обществу; к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию; труду и творчеству.
Знакомство с профессиями проходит по следующим разделам: «Искусственный интеллект и машинное обучение», «Защита информации и кибербезопасность», «Программные разработки», «Облачные вычисления и большие данные», «Архитектура цифрового пространства», «Виртуальная, дополненная и смешанная реальность». Каждый раздел включает описание ИТ-направления, перспективы развития в ближайшем будущем в стране и регионе, а также определяется место и роль профессий изучаемого направления для развития региона, что способствует формированию гражданской идентичности, позиции активного и ответственного члена российского общества и подготовке личности к общественной жизни.
На практических занятиях создание ИТ-продуктов и творческих работ строится на принципе дизайн-мышления. Дизайн-мышление ‑ это метод и процесс решения конкретных задач, который помогает понять пользователя, осмыслить его проблему и найти альтернативные решения. Ориентация на потребности пользователя является основой для формирования способности к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, а также готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Знакомство с каждым разделом завершается форсайт-сессией. Быстрый форсайт ‑ это инструмент для прогнозирования и формирования будущего, позволяющий за короткий период времени получить точные прогнозы и объединить людей для реализации своих представлений о нем. Быстрый форсайт направлен на создание образа своего будущего и позиционирование себя в профессионально-трудовой области. Также в процессе проведения форсайт-сессий у учащихся происходит формирование способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к образованию, в том числе самообразованию.
Таким образом, деятельность, направленная на профессиональное самоопределение детей 11-14 лет способствует развитию и воспитанию детей в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, формированию позитивных жизненных ориентиров и планов, а также готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.