Практика наставничества в ансамбле «Веселые ложкари»


(из опыта работы)

Обухова Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦЭВДМ г.о. Самара,

В российской педагогике в середине XIX века о проблемах наставничества размышлял К.Д. Ушинский. Он был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной, активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития, условием создания «честного и дружного общества».

В современной России практике наставничества уделяется особое внимание, и в объединении «Веселые ложкари» МБУ ДО ЦЭВДМ г.о. Самара накоплен большой опыт в этой области.

Ансамбль «Веселые ложкари» является «практической экспериментальной площадкой» для применения технологии наставничества по модели «ученик-ученик» в сфере музыкально — инструментального творчества.

Традиция преемственности в ансамбле продолжается в наставничестве старших над новичками и заключается во взаимодействии обучающихся, при котором один из них находится на более высокой ступени обучения и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Такая модель наставничества как, «ученик-ученик» лишена строгой субординации (ребята общаются в свободной форме) и может применяться при подготовке любого мероприятия. 

Когда будущий ложкарь с интересом и ожиданием приходит в «сыгранный» коллектив, где учащиеся занимаются год и более и уже приобрели определённые профессиональные навыки, ребёнок начинает погружаться в занятия, у него что-то получается, он радуется своим успехам. Но на этом этапе могут возникнуть первые трудности и сомнения: «Что-то не понял, что-то не получается». Мотивация падает, прогресс замедляется, информации становится больше, она усложняется. Ребенок осознает реальную сложность, ему хочется всё бросить, он начинает пропускать занятия. На помощь приходит обучающийся — наставник, который помогает своему товарищу. С наставником «новичок» сохраняет темп обучения и успеваемость.  

Наставничество состоит не только из передачи своего собственного накопленного опыта, но и способствует развитию личностных качеств сопровождаемых. Сначала наставником при непосредственной помощи педагога выясняются проблемы у тех, кого они будут сопровождать. Это может быть низкая мотивация к обучению или отсутствие социальных навыков. Для каждого наставляемого на решение проблемы требуется разное время.

         В ансамбле «Веселые ложкари» используется технология сотрудничества. Все обучающиеся, занимающиеся в коллективе, постепенно включаются в концертные номера. Обучающийся-наставник распределяется в пару или тройку к тем обучающимся, кто ещё плохо знает концертный номер и боится сценических выступлений. Такая форма наставничества в группах обучающихся позволяет младшим быстрее адаптироваться в коллективе и преодолевать страх сцены.

Модель наставничества «ученик – группа наставляемых» используется при создании нового музыкального номера, при подготовке и участии в концертной программе. Работая с группой, наставник глубже осознает свою долю ответственности, а группа полностью погружена в работу, и наставляемые становятся не только исполнителями, но и соучастниками. Старшие обучающиеся, выпускники ансамбля, подключаются к процессу подготовки программы, показывая на личном примере, что вносят свой вклад в общее дело, что коллектив — это огромная творческая сила. Младшие берут пример со старших, а старшие учатся быть им наставниками, друзьями и соратниками. Огромное желание попробовать себя в новом амплуа и добиться успеха, не уступая старшим, становится важным стимулом для юных музыкантов. Творческая «конкуренция» в таких случаях помогает сплотить коллектив, где каждый является ярким примером для других.

В ходе совместной работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с той работой, которую необходимо выполнить, например, написать сценарий, подобрать музыку, провести репетицию, подготовить сценические атрибуты и костюмы, что позволяет вовлечь обучающихся разных возрастов в систему наставничества и шефства. Роли меняются: наставником может стать кто-то из группы. Проходя путь наставника, обучающиеся более ответственно относятся к своей работе, они с удовольствием контролируют тех, кто ещё неуверенно исполняет свои партии, тем самым вдохновляя и стимулируя отстающих.

Используя наставничество в коллективе, можно с уверенностью сказать о его высокой эффективности. Взаимопонимание между педагогом, коллективом и детьми внутри коллектива дает положительные результаты: повышается успеваемость, улучшается психоэмоциональный фон внутри коллектива, растет посещаемость в объединении; наставляемые активно включаются во все социальные, культурные и образовательные процессы; растет количество и качество успешно реализованных творческих и образовательных проектов.

Таким образом, практика наставничества в работе с одарённой молодёжью является приоритетной целью в воспитании подрастающего поколения. Благодаря наставничеству появляется новое поколение лидеров, готовых изменить нашу страну и свою будущую жизнь к лучшему.