Модели наставничества ЦДТ «Радуга успеха» и формы взаимодействия их участников: педагогов, (в том числе педагогов-студентов), обучающихся и родителей
Лисовская Анна Игоревна, директор
МБУ ДО ЦДТ «Радуга успеха» г.о. Самара
Система наставничества в сфере дополнительного образования направлена на адаптацию и профессиональный рост педагогов, повышение мастерства обучающихся в своем направлении деятельности. Наставничество дает возможность учитывать потребности и перспективы молодых кадров, предупреждать отток кадров.
В ЦДТ «Радуга успеха» разработана и реализуется Программа наставничества «Траектория мастерства», которая предлагает несколько моделей наставничества: «Педагог – Обучающийся», «Обучающийся – Обучающийся», «Педагог – Педагог», «Руководитель – Педагог-студент», «Педагог – Родитель», «Реверсивное наставничество», когда опытные педагоги учатся у молодёжи.
Концептуальной идеей и особенностью данной Программы является то, что все представленные в Программе модели наставничества обеспечивают благоприятные условия для раскрытия способностей и талантов каждого участника Программы.
Программа отражает комплекс мероприятий, направленных на организацию взаимодействия наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Программа имеет гибкую структуру: учитывает участников конкретной модели; выстраивает четкую траекторию обучения с учетом особенностей и затруднений наставляемого; выбирает интенсивность решения тех или иных проблем и запросов. Разрабатывая совместный план работы, наставник и наставляемый самостоятельно решают, сколько времени потратить на изучение тех или иных вопросов и какая глубина их проработки нужна.
Классические модели, такие как «Педагог – Обучающийся», «Педагог – Педагог», знакомы всем и особенности их реализации традиционные.
Например, первая модель, где Педагог для Обучающегося выстраивает маршрут освоения образовательной программы и траекторию личностного роста. Результат работы – это итоги освоения образовательной программы, возможность демонстрации знаний и навыков на конкурсных мероприятиях, личностный рост обучающегося и осознанный выбор профессии.
Другая модель, когда у опытного Педагога наставляемый молодой специалист, или новый Педагог, пришедший в коллектив, или Педагог, желающий научиться новым компетенциям, технологиям. Пример: в этом году опытные Педагоги нашего Центра организовали марафон по обмену опытом «Знаю я, научу тебя», где проводят консультации, взаимопосещения занятий, мастер-классы и другие формы работы. В результате повышается профессиональное мастерство обучаемых педагогов, их профессиональный и личностный рост, самооценка, желание достигать лучших результатов.
Модель «Обучающийся – Обучающийся», когда ученики становятся помощниками педагога, берут на себя ответственность, ведут ребят за собой.
В результате сами дети-наставники взрослеют и становятся наставниками, старшими товарищами для сверстников. Их дела связаны не только с освоением образовательной программы. Они готовят младших к соревнованиям, работают с мастер-классами на городских площадках, становятся волонтерами-помощниками для ветеранов войны и труда, защитниками окружающей среды и др.
Пример из практики: Проект «ТехноТур», который реализуется в нашем Центре уже не первый год. В рамках проекта и сетевого взаимодействия, из Центра «Радуга успеха» несколько детских объединений разных направлений выезжают в школы города. В школах наши обучающиеся рассказывают о своем кружке; показывают мастер-классы с роботами, автомоделями, беспилотными летательными аппаратами; сами отвечают на вопросы школьников и приглашают к нам в Центр. Всё это наши воспитанники делают с огромным удовольствием, с интересом и блеском в глазах. И результат всегда положительный – к нам приходят учащиеся школ и записываются в кружки.
Следующая модель наставничества «Руководитель – Педагог-студент».
Очень трудно найти современного молодого педагога, владеющего инновационными технологиями и готового передавать свои знания детям, работать в образовательном учреждении. У нас работают студенты разных технических вузов желающие осваивать профессию педагога. Администрация старается им помочь: обучить, направить, дать совет и т.д. В результате некоторые бывшие студенты продолжают работать в Центре и становятся хорошими педагогами.
«Педагог – Родитель» — модель, где обучаемыми становятся родители обучающихся, которые нуждаются в педагогических советах или хотят вместе с детьми освоить направление деятельности дополнительного образования. Результатом становится повышение ответственности взрослых за обучающихся, повышение интереса родителей к творчеству детей, семейное благополучие.
«Реверсивное наставничество», когда опытные педагоги учатся у молодёжи. В нашем Центре много педагогов, скажем так в солидном возрасте. А технологии обучения не стоят на месте. И быстрее их осваивает молодёжь. Мы в этом убедились во время пандемии и карантинов, когда все переходили на дистанционный режим работы. Мы стали обучать всех педагогов информационным технологиям: создавать электронный учебный материал, записывать мастер-классы, общаться через видеосвязь, заполнять электронные журналы. И в этом нам помогают молодые педагоги. Такая модель наставничества работает и дает результаты.
Таким образом, в ЦДТ «Радуга успеха» создана система наставничества с включением разных моделей, которые позволяют обеспечить помощь всем педагогам, обучающимся и их родителям в раскрытии личностного, творческого, профессионального потенциала.