«Занимательная практика развития инженерного мышления в сфере дополнительного образования детей»


Захаров Виктор Михайлович

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ЦДТТ «Поиск» г. о. Самара

Задачи по обеспечению технологического суверенитета страны создают дополнительный спрос на компетентных специалистов, формирование инженерных компетентностей у детей. Дефицит инженерных кадров в настоящее время увеличивается, и пути решения этой проблемы до конца не определены. Удовлетворить спрос на специалистов всё сложнее, у предприятий сужается поле выбора. Те знания и компетенции, которые получают специалисты, выпускники вузов, не удовлетворяют работодателей из-за низкого уровня навыков практической подготовки. Включение в образовательные процессы подготовки детей к будущим профессиям методов, формирующих инженерные компетенции, позволит сократить сроки подготовки будущих инженеров и тем самым способствовать решению насущной проблемы. Такие методы и методики успешно работают в образовательных процессах ЦДТТ «Поиск» г.о. Самара. В основе методов лежат разработанные педагогами методические комплекты – методики, решающие ряд задач по освоению программ технической направленности. Каждая методика ориентирована на определённый возрастной диапазон, начиная с младших школьников и заканчивая старшей возрастной группой. Причём больше времени уделено в этом вопросе младшим возрастным категориям как самым активным.

Методология процесса развития инженерных навыков у детей построена на следующих принципах:

  • развитие фантазии, воображения, зрительной памяти на основе практических заданий (рисунки, прожекты, диалоги и т.д.);
  • самостоятельное освоение технологических методов при создании (сборки) инженерного объекта, последовательное усложнение поставленных задач при переходе на новую методическую разработку, закрепление ЗУН на каждом этапе, совместное генерирование идей для введения изменений при необходимости (обратная связь);
  • свободный проект, в котором ребёнок реализует свои идеи и своё видение окружающего мира на простой доступной технологической базе;
  • разработка авторских проектов с использованием компьютерных программ и IT технологий (разработка и сбор информации);
  • практическое исполнение авторских проектов с использованием высоких технологий (лазерная резка, 3D печать и др.) и их продвижение (защита, оценка значимости, практическое применение, экономика);
  • знакомство с принципами (приёмами) устранения системных (технических) противоречий (системный подход ТРИЗ).

В процессе обучения накоплен методический материал с материальным наполнением (заготовки, конструкционные материалы, расходные материалы и др.) и с достаточным уровнем универсальности, позволяющей проводить занятия педагогам различных объединений. В зависимости от того, какие решаются задачи, применяются различные формы обучения: фронтальная (работа в классе), индивидуальная и групповая непосредственно на базе центра и мастер — класс, включающий педагогический состав. Апробирована дистанционная форма обучения с раздаточными материалами и интернет-ресурсом. Для каждой формы обучения проводятся соответствующие подготовительные процессы, где используется лазерная техника и другие технологии.

В летний оздоровительный период в детских лагерях с большим успехом используются разработанные методические материалы, на основе которых дети создают свои поделки и участвуют в конкурсах и соревнованиях.

Для развития практики развития инженерного мышления в настоящее время прорабатываются задачи создания методических комплектов, которые будут привлекательны для таких объединений, как авиамоделирование, это обусловлено появлением в г. о. Самара кордодрома. Рассматриваются вопросы создания направления концептуальных роботов с разработанной собственной материальной частью. Все это с развитием основных методологических принципов и доступной материальной частью позволит расширить охват детей и даст новые качественные показатели развития интеллекта ребёнка. Для получения значимого результата организуются проектные площадки по развитию методов воспитания инженерного мышления детей.

В заключение хочу предложить педагогам несколько изменить подход в образовательном процессе: основываясь на обмене достижений в практиках обучения, использовать наработанные материалы для передачи их другим центрам для повышения уровня образовательного процесса и получения, в том числе, экономического эффекта. В общем смысле экономика это — распределение ресурсов при их недостатке. Дети должны получать в нужном объёме то, чего им не хватает, — и на новом уровне мы воспитаем в детях созидателей своего будущего.