Наставничество как эффективная форма работы с дошкольниками
Черенкова Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
СП ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с.Борское
ДДТ «Гармония»
Закончился 2023 год – год Педагога и Наставника. Но работа педагога и наставника продолжается, и поэтому сегодня я хочу поделиться с вами опытом использования в своей работе современной технологии воспитания – наставническая деятельность.
Вашему вниманию представлю опыт организации работы наставничества на примере 2 детских объединений в Доме детского творчества «Гармония» с. Борское: д/о «Волшебный клубок», в котором занимаются студенты техникума – будущие воспитатели и дошкольники д/о «Я познаю мир». В данном объединении для ребят создаются условия для успешной адаптации в меняющемся мире, для подготовки детей к школе. Для более плодотворной работы с дошкольниками обучающиеся объединения «Волшебный клубок», а это студенты, будущие воспитатели, стали их наставниками.
Педагогами объединений изначально были выявлены некоторые проблемы.
Проблема для студентов
В профессиональной подготовке студентов, в частности, будущих воспитателей, отмечается недостаток практических умений студентов и выпускников в организации мер и процедур педагогического взаимодействия. Студентам сложно общаться с малышами, сложно вовлечь ребенка в интересные дела, события. Это во многом связано с тем, что традиционно профессиональная подготовка будущих педагогов направлена, прежде всего, на теоретико-методическое развитие воспитателя, а не на становление профессиональной компетентности в практической деятельности.
Проблема для дошкольников
Дети с самого раннего возраста учатся общаться между собой, выстраивать отношения с «чужими» взрослыми, просить помощи, решать конфликтные ситуации и просто дружить. И в этом им могут помочь старшие ребята.
Исходя из этого, был разработан совместный проект по наставничеству «Время дружить»: студенты-педагоги-дошкольники.
Ожидаемый результат
Дошкольники – приобретут навыки общения и взаимодействия со старшими ребятами
Студенты — приобретут практический педагогический опыт общения с дошколятами.
На подготовительном этапе при разработке проекта были выявлены условия для запуска работы наставничества (таблица)
Подготовительный этап
Мероприятие | Форма проведения | Цель | Срок реализации |
Подготовка условий для запуска работы наставничества. | Информирование обучающихся Информирование педагогического сообщества Совместная беседа педагогов д/о «Волшебный клубок» и д/о «Я познаю мир» Опрос обучающихся – студентов на тему «Практическая деятельность» беседа опрос анкетирование | организация наставничества по форме «студент -будущий воспитатель — дошкольник» через совместное участие в мероприятиях | сентябрь 2022 |
Создана база наставничества, в которой прописаны ФИ наставников и наставляемых.
База наставничества
Наставники (ФИ) д/о «Волшебный клубок» | Наставляемые (ФИ) д/о «Я познаю мир» |
15 чел |
Основной этап
Проект «Время дружить»
В 2023 – 2024 учебном году осуществлён новый совместный проект по наставничеству «В гостях у сказки», который направлен на работу над ранней профориентацией детей, ознакомление дошкольников с профессиями, трудом людей через сказки.
Проект «В гостях у сказки»
Мероприятие | Форма проведения | Цель | Срок реализации | Список наставников и наставляемых д/о «Волшебный клубок» |
1.Здравствуй, сказка! Здравствуй, друг! | Игровые программы с элементами совместного творчества | Создание положительного настроя на совместную творческую деятельность | Сентябрь, октябрь | Наставляемые 1. 2. …. Наставники |
2.Сказочный фестиваль профессий | Занятия по профориентации | Знакомство с разными профессиями и их особенностями посредством сказок | Декабрь, январь | |
3.«Любимый сказочный герой. Кем быть?» | Мастер-классы. Занятия с элементами творческой деятельности | Совместное творчество | Март | |
4.«Сказочный экзамен» | Итоговое игровое занятие | Подведение итогов деятельности за год | Апрель май |
Наставничество позволяет не только раскрыть талант у студентов, но также повысить уровень ихпрофессиональной подготовки, как практической, так и теоретической, что также является залогом успешной деятельности, ориентированной на конечный результат. Студенты практикуют свои профессиональные навыки, общаясь с малышами. У них в процессе наставничества формируются навыки самоорганизации, поскольку для того, чтобы быть примером, прежде всего, необходимо стать требовательным к самому себе. Для старших ребят – это чувство сопричастности к проблемам младших, новый опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.
А дошколята с удовольствием учатся общаться со взрослыми, играют с ними, принимают подарки, делают поделки, рисуют. Стремление малышей к общению со старшими основано на желании получить поддержку, защиту, повысить самооценку. Наставничество для младших ребят – это приобретение новых друзей, нового жизненного опыта, дополнительное внимание и ощущение нужности. Подобное общение обогащает, даёт ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, прийти на помощь.
Вот так в ходе реализации проекта по наставничеству происходит взаимовоспитание наставляемых и наставников.