Наставничество как эффективная форма работы с дошкольниками


Черенкова Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования

СП ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с.Борское

ДДТ «Гармония»

Закончился 2023 год – год Педагога и Наставника. Но работа педагога и наставника продолжается, и поэтому сегодня я хочу поделиться с вами опытом использования в своей работе современной технологии воспитания – наставническая деятельность.

Вашему вниманию представлю опыт организации работы наставничества на примере 2 детских объединений в Доме детского творчества «Гармония» с. Борское: д/о «Волшебный клубок», в котором занимаются студенты техникума – будущие воспитатели и дошкольники д/о «Я познаю мир». В данном объединении для ребят создаются условия для успешной адаптации в меняющемся мире, для подготовки детей к школе. Для более плодотворной работы с дошкольниками обучающиеся объединения «Волшебный клубок», а это студенты, будущие воспитатели, стали их наставниками.

Педагогами объединений изначально были выявлены некоторые проблемы.

Проблема для студентов

В профессиональной подготовке студентов, в частности, будущих воспитателей, отмечается недостаток практических умений студентов и выпускников в организации мер и процедур педагогического взаимодействия. Студентам сложно общаться с малышами, сложно вовлечь ребенка в интересные дела, события. Это во многом связано с тем, что традиционно профессиональная подготовка будущих педагогов направлена, прежде всего, на теоретико-методическое развитие воспитателя, а не на становление профессиональной компетентности в практической деятельности.

Проблема для дошкольников

Дети с самого раннего возраста учатся общаться между собой, выстраивать отношения с «чужими» взрослыми, просить помощи, решать конфликтные ситуации и просто дружить. И в этом им могут помочь старшие ребята.

Исходя из этого, был разработан совместный проект по наставничеству «Время дружить»: студенты-педагоги-дошкольники.

Ожидаемый результат

Дошкольники – приобретут навыки общения и взаимодействия со старшими ребятами

Студенты — приобретут практический педагогический опыт общения с дошколятами.

На подготовительном этапе при разработке проекта были выявлены условия для запуска работы наставничества (таблица)

Подготовительный этап

МероприятиеФорма проведенияЦельСрок реализации
Подготовка условий для запуска работы наставничества.

Информирование обучающихся Информирование педагогического сообщества Совместная беседа педагогов д/о «Волшебный клубок» и д/о «Я познаю мир» Опрос обучающихся – студентов на тему «Практическая деятельность» беседа опрос анкетированиеорганизация наставничества по форме «студент -будущий воспитатель — дошкольник» через совместное участие в мероприятияхсентябрь 2022

Создана база наставничества, в которой прописаны ФИ наставников и наставляемых.

База наставничества

Наставники (ФИ) д/о «Волшебный клубок»Наставляемые (ФИ) д/о «Я познаю мир»
15 чел

Основной этап

Проект «Время дружить»

Мероприятия БлокиФорма проведенияЦельСрок реализацииСписок наставников и наставляемых д/о «Волшебный клубок»
1.«Будем знакомы»Игровые программы на взаимодействие, общение. Творческая деятельностьСоздание условий для знакомства, общения, положительных эмоций через организацию творческой деятельностиСентябрь, октябрьНаставляемые 1. 2. …. Наставники
2.Кукольный театрЗанятия с элементами кукольного театраСоздание условий для проявления творческой активности, положительных эмоций, самостоятельности, взаимообщения, умения создавать мини-спектаклиДекабрь -февраль
3.«Тепло моих рук»Мастер-классы. Занятие с элементами творческой деятельностиИзготовление подарка для мамы, бабушки совместно с наставникамиМарт
4.«Вот и стали мы на год взрослее»Обобщающее мероприятие. Игровые программы Подведение итогов деятельности за годАпрель, май

В 2023 – 2024 учебном году осуществлён новый совместный проект по наставничеству «В гостях у сказки», который направлен на работу над ранней профориентацией детей, ознакомление дошкольников с профессиями, трудом людей через сказки.

Проект «В гостях у сказки»

МероприятиеФорма проведенияЦельСрок реализацииСписок наставников и наставляемых д/о «Волшебный клубок»
1.Здравствуй, сказка! Здравствуй, друг!Игровые программы с элементами совместного творчестваСоздание положительного настроя на совместную творческую деятельностьСентябрь, октябрьНаставляемые 1. 2. …. Наставники
2.Сказочный фестиваль профессийЗанятия по профориентацииЗнакомство с разными профессиями и их особенностями посредством сказокДекабрь, январь
3.«Любимый сказочный герой. Кем быть?»Мастер-классы. Занятия с элементами творческой деятельностиСовместное творчествоМарт
4.«Сказочный экзамен»Итоговое игровое занятиеПодведение итогов деятельности за годАпрель май

Наставничество позволяет не только раскрыть талант у студентов, но также повысить уровень ихпрофессиональной подготовки, как практической, так и теоретической, что также является залогом успешной деятельности, ориентированной на конечный результат. Студенты практикуют свои профессиональные навыки, общаясь с малышами. У них в процессе наставничества формируются навыки самоорганизации, поскольку для того, чтобы быть примером, прежде всего, необходимо стать требовательным к самому себе. Для старших ребят – это чувство сопричастности к проблемам младших, новый опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.

А дошколята с удовольствием учатся общаться со взрослыми, играют с ними, принимают подарки, делают поделки, рисуют. Стремление малышей к общению со старшими основано на желании получить поддержку, защиту, повысить самооценку. Наставничество для младших ребят – это приобретение новых друзей, нового жизненного опыта, дополнительное внимание и ощущение нужности. Подобное общение обогащает, даёт ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, прийти на помощь.

Вот так в ходе реализации проекта по наставничеству происходит взаимовоспитание наставляемых и наставников.