Этнографический фестиваль как инструмент формирования дружественного отношения к представителям различных национальностей
Карпова Валерия Вячеславовна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ «Гармония детства» г.о. Самара
В современном обществе сложилась противоречивая ситуация, связанная с межнациональным общением. С одной стороны, мы наблюдаем, как представители различных этнических групп объединяются и активно взаимодействуют между собой. С другой стороны, нередки случаи враждебного отношения и дифференциации сообществ различной национальной принадлежности. Укрепление и развитие межэтнических отношений — важная задача современной России, где проживает более 170 народов.
В настоящее время наблюдается тенденция к снижению напряженности в этой сфере, конфликты носят в основном местный характер. Поэтому важно продолжать постоянную и систематическую работу по снижению градуса враждебности, предотвращению конфликтов на национальной почве, а следовательно, и недопущения дестабилизации в обществе, на всех уровнях.
Такая работа должна основываться на принципах гуманизма:
- признание равных прав и свобод человека независимо от его национальной принадлежности;
- отказ от насилия и дискриминации;
- уважение к традициям и культуре других народов;
- взаимопомощь и сотрудничество.
Закладывать нравственный фундамент, прививать детям общечеловеческие ценности — это одна из функций школы. Реализовывая эту задачу, мы предусмотрели ряд мероприятий. Одно из них — Фестиваль народов Поволжья.
Цель фестиваля: формирование толерантного, уважительного отношения к представителям различных национальностей.
Задачи:
- Знакомство с культурой и историей народов Поволжья.
- Изучение фольклора, народного искусства, традиций различных этносов.
- Развитие креативного мышления посредством подготовки творческих номеров, основанных на культуре народов Поволжья.
- Приобретение коммуникативного навыка посредством решения общих задач творческого коллектива и презентации результата командной работы.
- Воспитание бережного отношения к народным традициям.
Описание мероприятия
В фестивале приняли участие все обучающиеся ДЕОЦ «Предтеча» с 1 по 6 класс. Каждый класс получил задания по презентации одного из народов Поволжья. Какого именно — определил случайный жребий.
Задания следующие:
1 задание. Краткая справка об истории народа: интересные факты, особенности быта, традиции, праздники.
2 задание. Подготовить национальные загадки, пословицы, игры (пословицы и загадки звучали на национальном языке).
3 задание. Приготовить и презентовать национальное блюдо.
4 задание. Творческое задание (на выбор музыкальный номер, танцы, театральная постановка).
Праздник проходил в течение двух недель. Он сплотил как обучающихся, так и педагогов, преподающих разные дисциплины, но объединенных общей воспитательной целью. Подготовка и проведение фестиваля проходило при сотрудничестве и участии всех учителей, работающих на базе ДЕОЦ: классных руководителей, педагогов по хореографии, хоровому пению, концертмейстера. Активное содействие оказывал настоятель Храма во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна иерей Димитрий (Мартыненко), который на своих уроках по истории православия затрагивает нравственные аспекты вопроса, учит сочувствию, терпимости и прощению.
Календарь мероприятия:
День недели | Мероприятие | Ответственный класс |
1 неделя | ||
Понедельник | Открытие фестиваля: знакомство с историей, бытом, традициями народов Поволжья | Все классы |
Вторник | Знакомство с чувашским фольклором: игры, пословицы, загадки | Обучающиеся 5 класса |
Среда | Знакомство с еврейским фольклором: игры, пословицы, загадки | Обучающиеся 6 класса |
Четверг | Знакомство с татарским фольклором: игры, пословицы, загадки | Обучающиеся 2 класса |
2 неделя | ||
Понедельник | Знакомство с армянским фольклором: игры, пословицы, загадки | Обучающиеся 3 класса |
Вторник | Презентация национальных блюд народов Поволжья и угощение ими. | Каждый класс подготовил блюдо «своего» народа |
Среда | Знакомство с мордовским фольклором: игры, пословицы, загадки | Обучающиеся 1 класса |
Четверг | Знакомство с русским фольклором: игры, пословицы, загадки | Обучающиеся 4 класса |
Пятница | Гала-концерт народов Поволжья (презентация творческого задания): 1 класс – инсценировка мордовской сказки «Восьминогая собака». 2 класс – исполнение татарской мелодии ударно-шумовыми инструментами 3 класс – исполнение армянской народной песни «Ласточка» 4 класс – исполнение литературно-музыкальной композиции «Ах, Самара-городок» 5 класс – инсценировка чувашской сказки «Дети ветра» 6 класс – исполнение танца «Хава Нагила» Завершение концерта — общее исполнение песни «Родина моя!» | Все классы |
Помимо того, что подобные мероприятия способствуют формированию доброжелательных межнациональных отношений, они позволяют решать и другие задачи. С точки зрения формирования 4К компетенций такой формат также представляет интерес, ведь здесь у каждого ребенка была возможность «прокачать» любой из этих навыков: креативность, критическое мышление, коммуникативность, кооперирование (сотрудничество).
Принимая участие в празднике, обучающиеся проводили и исследовательскую работу, и творческую. Смена деятельности, активное взаимодействие всех участников, большая доля самостоятельности и полная ответственность за качество и достоверность материала — это все способствовало тому, что дети проявили большой интерес к фестивалю. Сценарий мероприятия можно адаптировать для любой возрастной категории и в дальнейшем проводить не только в очном, но и в онлайн-формате.
Подводя итоги мероприятия, получив обратную связь от его участников, можно с уверенностью сказать, что подобные активности востребованы и эффективны. Однако, достичь поставленной цели разовыми акциями не получится. Такая работа должна вестись систематически и планомерно.