«Через искусство — в прекрасное будущее!»
Касимова Светлана Борисовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ «ОЦ» им.Е.М.Зеленова
СП ДОД ЦДТ п.г.т.Новосемейкино
Во всём мире современное общество всегда переживает периоды серьезных трансформаций и изменений. Эти изменения в обществе и подготовка детей к жизни в быстро меняющихся условиях, требуют формирования новых жизненных установок, выдвигая на первый план высокие требования к личностным результатам детей, таким как:
- развитие личности с позитивными ценностями, способной к аналитическому мышлению;
- формирование творческой личности, способной нестандартно мыслить в современном обществе;
- формирование ответственного гражданина, способного взять ответственность за себя и судьбу своей страны.
Педагогическая идея, которую я позиционирую в ходе своей деятельности «Учимся видеть прекрасное, учимся не «смотреть, а видеть».
Основная смысловая составляющая моей работы – это воспитание детей через мотивацию к творчеству и приобщение их к гуманистически ценностным ориентирам, развитие и поддержка детей в современном мире.
Задача обучения в творческом объединении – освободить и расширить такие источники энергии обучающихся, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.
Опираясь на многолетний опыт работы, хочу обратить внимание — какой бы вид изобразительной деятельности мы не осваивали: графика, живопись, декоративно-прикладное творчество или беседуя об искусстве и красоте вокруг нас, каждое занятие должно быть, прежде всего адресовано интересу ребёнка, поэтому в ходе своих занятий каждый раз я стараюсь удивить учащихся, знакомя их при создании творческих работ с разнообразными творческими техниками и художественными материалами разных свойств и особенностей. Используя и раскрывая эти знания и умения для себя, учащийся начинает видеть мир ярче, расставляет новые акценты в творчестве и собственном достоинстве. Помогает в этом также и активное использование в работе творческого объединения эффективных методик творческого развития: обучающие игры, занятия – вернисажи, занятия — эксперименты, которые помогают заложить основы самостоятельности.
Учитывается психологическое мировосприятие ребёнка — понятный и интересный язык информации и здесь не обойтись без современных информационных технологий, но применение информационных технологий я стараюсь всегда превратить в развивающую и образовательную среду.
Основным, важным и активно используемый мной вид занятия является сюжетная тематическая композиция, отражающая жизненные ситуации, которые волнуют нас, для обучающихся же, эти занятия являются и своеобразным «учебником жизни», помогают понять действительность и определить своё отношение к разным её явлениям, познать сюжеты отечественной истории и осмыслить дела людей минувших времен, вернее оценивать происходящее, поэтому практически вся работа над композицией начинается с приёма «устного рисования» через тематический анализ произведений выдающихся мастеров, что помогает научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему будущей работы. Также использую в своей работе циклы занятий по станковой композиции – это как правило, нравственные уроки о доброте, дружбе, мужестве. С целью развития творческой активности и нравственного воспитания в учебный процесс включён пленэр, и эти занятия также очень нравятся детям.
Важную роль в работе объединения играют различные направления инновационной работы: - в ходе различных мероприятий мы привлекаем к сотрудничеству учреждения культуры и образования (художественные и краеведческие музеи, музей «Детская картинная галерея, детские художественные школы, центры внешкольной работы, и др.);
- ярче помогает раскрыть талант учащегося использование нововведений в организации воспитательно-образовательного процесса (вечера встреч, гостиные, мини-конкурсы, тематические экскурсии в детские выставочные галереи разных образовательных учреждений, совместные творческие мастерские, мастер — классы).
И, конечно, особо важным направлением в работе является партнерское сотрудничество в учебно – воспитательном процессе с родителями: - помощь в организации различных выставочных мероприятий;
- помощь в подготовке детей для участия в творческих конкурсах и конкурсах – выставках, (организаторами которых является наш ЦДТ), а также конкурсов разного уровня;
- участие в акциях и совместные досуги;
- целевые экскурсии с детьми и родителями по итогам конкурсов – выставок.
Вот так, в процессе активной творческой деятельности и зарождается у обучающихся интерес к творчеству происходит нравственное воспитание личности, активизируется эстетическое мышление, любовь к миру. Так мы учимся видеть прекрасное вокруг нас.