«Типичные ошибки юных журналистов при подготовке информационного сюжета»


Яковлев Д.В., заместитель директора ГБОУ ДО СО СДДЮТ,

методист, руководитель Центра развития детской и юношеской журналистики, кино, фото и медиасферы Самарской области

В последнее время намечается тенденция к снижению доли телезрителей, — все больше граждан получают информацию из интернета и отказываются от просмотра традиционных телепрограмм. И это общемировая тенденция. Так, в США телевизор включают чуть менее 50% населения1. В России, согласно различным исследованиям, количество телезрителей больше — 69%. А вот свыше 30% населения вообще отказались от телевещания2. Большая часть «отказников» — это молодежь, которой удобнее получать информацию из Интернета. Тем не менее, телевидение по-прежнему является важнейшей составляющей медийного пространства. Об этом можно судить и по экономическим показателям: стоимость телепроектов постоянно растёт, как и стоимость рекламы на федеральных и региональных каналах.

Но и влияние Интернета на социум нельзя недооценивать. Ведь совсем не пользуются Интернетом только 16% россиян. И Интернет, как губка, впитывает в себя все современные медийные наработки, в том числе и телевизионные.

Сегодня, когда перед каждой школой стоит задача создать собственный медиацентр, руководители образовательных учреждений вместе с советниками по воспитанию думают, как организовать такую структуру и привлечь в нее учеников. Большая часть работает только с информационными сообщениями и фотографиями, иногда издает газеты, создает школьные радиостанции. Но некоторые замахиваются сразу на большие проекты: создание полноценных телевизионных информационных программ, которые размещаются в социальных сетях и на сайтах школ, а при наличии телевизионной сети, транслируются на больших переменах. Кто-то размещает на своих страницах отдельные телепродукты: передачи, сюжеты, социальную рекламу, интервью.

Такие форматы, как спик-шоу, тематические передачи, социальная реклама, фильмы и анимация требует отдельного разговора. Сегодня речь пойдет о создании телевизионного сюжета, — основы основ информационного вещания. А, точнее, о типичных ошибках, которые допускают юные журналисты при создании сюжетов и репортажей.

Информационный сюжет всегда имеет определенную структуру, которая может изменяться, но ее костяк остается неизменным. В материале должен присутствовать закадровый текст и синхроны. Можно, но необязательно, внедрить в «тело» репортажа лайфы и стендап. Давайте разберемся, что это за составляющие сюжета:

Закадровый текст (ЗК) – авторский текст журналиста, описывающий происходящее в кадре;

Синхрон (СНХ) – небольшой фрагмент интервью героя материала, либо эксперта/специалиста;

Лайф – видео без закадрового текста, позволяющее прочувствовать событие (шум двигателей при запуске ракеты-носителя, щебет птиц в лесу, шум водопада, выкрик из толпы и т.д.)

Стендап – комментарий события от корреспондента в кадре.

Если взять за пример стандартный информационный сюжет телевизионных программ «Время», «События», «Сегодня», «Вести» или «Вести-регион», то его хронометраж обычно составляет 1,5-2 минуты. В итоговых аналитических программах на федеральных каналах допускается 3-5-минутный репортаж. Самые знаковые события могут освещаться в специальных репортажах, хронометраж которых регламентируют руководители программ. Это может быть и практически полноценная программа до 30-40 минут. Школьникам и студентам колледжей браться за подобные форматы пока рановато. Лучше начать свою телевизионную деятельность со стандартных сюжетов хронометражем до 2 минут.

Структура сюжета может быть разной: стендап можно разместить в начале или в конце материала, синхронов может быть 2 или 3, лайф необязателен. Вот лишь два примера построения сюжета:

  1. Стендап-ЗК-СНХ-ЗК-СНХ-ЗК;
  2. ЛАЙФ-ЗК-СНХ-ЗК-СНХ-ЗК-Стендап.

Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают юные журналисты при подготовке материалов.

Корреспонденты:

  1. Не отделяют друг от друга закадровым текстом такие составляющие материала как синхроны, стендапы и лайфы;
  2. Начинают сюжет с синхрона;
  3. Завершают сюжет синхроном, после которого идет лишь представление съемочной группы;
  4. Используя стендап, журналист забывает, что должен не только подчеркнуть эффект присутствия, но и изложить только ту информацию, которую нельзя закрыть картинкой;
  5. Корреспонденты часто не раскрывают тему. В материале звучит масса вопросов, которые так и остаются висеть в воздухе.
  6. Корреспондент ссылается на таинственные безличные авторитеты. («По мнению ученых», «По словам специалистов», «Исследования показывают». Ссылки должны быть предельно адресными: Какие ученые? Откуда? Когда и где проводились исследования и т.д.
  7. Корреспондент позволяет себе личные оценки («К счастью», «Хочется пожелать», «Остается надеяться»…).
  8. Закадровый текст и синхроны дублируют друг друга, — корреспондент повторяет слова героя;
  9. Корреспондент ставит встык несколько синхронов сразу. Видимо, журналисту попросту нечего сказать, чтобы разбить эти синхроны.
  10. В смонтированном материале наряду с синхронами из-за кадра звучат уточняющие вопросы неведомого корреспондента.
  11. Синхроны порой достигают хронометража в 1 минуту. Максимально допустимый хронометраж любого синхрона – 20-25 секунд.

Операторы:

  1. Несогласованность в работе между оператором и корреспондентом. Оператор снимает, что кажется важным и интересным ему, в то время как корреспонденту нужны совершенно другие планы;
  2. Операторы не используют при съемке штатив, что недопустимо;
  3. Оператор бессмысленно панорамирует, использует трансфокатор для «наездов» и «отъездов»;
  4. Синхроны операторы часто снимают на фоне окон, что приводит к засвечиванию картинки, или абсолютно пустой стены, в результате чего герой выглядит к ней приклеенным;
  5. Интервьюируемый герой смотрит прямо в камеру, а не беседует с корреспондентом;
  6. Операторы снимают статичные, «мертвые» планы: трубы, двери, окна. Между тем, в кадре постоянно должно быть какое-то движение.

Монтаж:

  1. Присутствуют склейки-мультики, когда два фрагмента интервью монтируются между собой без перебивки;
  2. Повтор планов, — в некоторых материалах, видимо в виду скудности отснятого материала, встречаются одни и те же планы;
  3. Нет чередования планов (крупный-средний-общий). Часто используются подряд однотипные планы;
  4. Нет интершума;
  5. Проскакивают микропланы, либо черное поле;
  6. Титры интервьюируемых людей либо вообще отсутствуют, либо неполные. («Иван», «Папа»);
  7. Титры интервьюируемых людей зачастую содержат слишком много информации, набранной мелким шрифтом. Прочитать такую «простыню» невозможно.

Разумеется, это не весь перечень ошибок, которые могут допустить юные журналисты при подготовке материалов. А каждую приведенную выше ошибку нужно разбирать отдельно и лучше разбирать на конкретных примерах. В Самарской области подобная работа регулярно ведется на летней областной профильной смене «Медиасмена в «Жигулях» и в рамках регионального фестиваля юных журналистов и фотографов «Информация из сердца России», который проходит в дни осенних каникул в режиме онлайн. Некоторые рекомендации даются педагогам и ребятам во время проведения конкурсов и фестивалей, организуемых Центром развития детской и юношеской журналистики, кино, фото и медиасферы Самарской области.

И такую работу следует проводить постоянно, ведь юные журналисты вырастают, им на смену приходят новые «акулята пера», которым следует знать, как создавать телевизионный информационный продукт, если он снят не только для личного пользования, но и для трансляции на школьном телевидении или в сети Интернет.

1 https://www.nielsen.com/insights/2023/streaming-grabs-a-record-38-7-of-total-tv-usage-in-july-with-acquired-titles-outpacing-new-originals/

2 https://adpass.ru/nasmotrelis-tret-rossiyan-bolshe-ne-vklyuchaet-televizor/