«Практики наставничества в учреждении дополнительного образования» (На примере Центра внешкольной работы «Поиск» г.о. Самара)


Гусева Юлия Александровна,
педагог дополнительного образования,
Лазарь Тамара Александровна,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара

Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализации и взрослении.

В центрах дополнительного образования происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного положительного развития и духовно-ценностной ориентации.

Детское объединение — это, одно из первых детских обществ, возникающее на базе занятий, в ходе которой обучающиеся узнают мир общественных взаимоотношений и моделируют их. Наставничество в объединении играет ключевую роль во взращивание личности, осуществляется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала ребенка или подростка.

Особенности наставничества в детском объединении «Полиглотик» ЦВР «Поиск» г.о. Самара. В детском объединении «Полиглотик» создаётся единая развивающая среда, с взаимодополняющими линиями взаимодействия между наставниками и наставляемыми. Занятия построены в целях построения благоприятного микроклимата объединения.

Наставник в объединении это старший обучающийся, обладающий сформированным комплексом профессиональных и личностных качеств, обладает высокими показателями в обучении.

Наставляемый это младший обучающийся, вновь поступивший в объединение или имеющий недостаточное количество знаний и несформированных личностных и коммуникативных УУД.

В начале каждого учебного года проводится формирование оптимальных наставнических пар. Проводится общая встреча с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых, определяются директивы и план работы на учебный год. Дети наставники становятся кураторами нескольких обучающихся, помогают им освоить программу, подготовится к конкурсам.

В течение года обучающихся в наставнических группах участвуют в проектной деятельности, участвуют в олимпиадах и конкурсах, выступают на конференциях. Дети наставники помогают в проведении тематических занятий, праздниках, участвуют активно в патриотических и социальных акциях.

В конце года проводится собрание об итогах наставнической работы. У наставников можно отметить выявленные лидерские качества, они готовы решать творческие и образовательные задачи, научились быть дисциплинированными и организованными, растут патриотами, воспитывают в себе качества: вежливость, трудолюбие, уважать старших, помогать родителям.

В результатах наставляемых можно отметить высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что оказало несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус объединения, лояльность учеников, обучающиеся (наставляемые подросткового возраста) получили необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Особенности наставничества в детском объединении «Эквилибриум» ЦВР «Поиск» г.о. Самара. В хореографическом объединении «Эквилибриум» несколько разновозрастных групп обучающихся, несколько педагогов. Педагог-наставник является помощником для начинающих педагогов. В конце августа наставник и наставляемые организовывают внутреннее собрание, что обсудить цели, задачи, планы и расписание работы в коллективе.

Так же обсуждаются пожелания педагогов и сильные стороны в предполагаемом проведении занятий. Руководитель показывает по видео сами уроки, постановки на разные возраста, описывает особенности и наработки предыдущих годов. Несмотря на то, что педагоги изучали методику работы с детьми разных возрастов, с опытом приходит много нюансов и отдельных идей по улучшению эффективности работы.

Вначале года руководитель коллектива, он же наставник проводит родительские собрания для родителей вновь прибывших и прежних учеников. Молодые педагоги наглядно смотрят на взаимодействие родителей и педагога на собрании, знакомится с аудиторией, с которой предстоит работать. Далее наставляемые вступают в активную фазу деятельности, начинают организовывать чаты для удобства информирования, подбирают форму одежды для проведения занятий по хореографии, начинается процесс работы. В зависимости от необходимости молодые педагоги приглашают на урок наставника, советуются и задают свои вопросы, так же вносят свои творческие идеи, которые в силу «незамыленности взгляда» довольно свежие и интересные. В середине года и конце апреля проводятся очередные внутренние совещания, на которых обсуждаются результаты работы, ошибки,

Среди ошибок выделяются такие как сложные или долгие постановки номеров, стеснения в общении с родителями, робость участия в массовых культурных мероприятиях, перфекционизм в работе.

Так же в коллективе используется практика наставничества ученик-ученик. Ученики более старшего возраста показывают сложные элементы учащимся младшего возраста, внутри группы более опытные ребята обучают менее опытных. Например, девочка-наставник отрабатывает синхронность движений с двумя другими девочками менее опытными.

Выпускники коллектива приходят и помогают педагогу проводить уроки, выстраивая детей, по необходимости организовывают проведения разогрева, помогают подготовиться к уроку, например, сделать прическу или аккуратно одеть форму. Младшие учащиеся любят старших наставников, потому что в коллективе сохраняется добрая атмосфера поддержки и увлеченности.

В заключении можно сказать, что наставничество очень эффективная практика, которая улучшает педагогическую работу, развивает микроклимат коллектива и даёт стимул для всех обучающихся к самосовершенствованию.