Педагогический дуэт как форма наставничества


Егорова Вера Анатольевна,
педагог дополнительного образования
ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска
«Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более опытных педагогов…».
Антон Семенович Макаренко

Наставничество – форма передачи педагогического опыта, при которой начинающий педагог осваивает профессиональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Я являюсь наставником начинающего педагога ЦДТ «Радуга» г. Нефтегорска и представляю форму наставничества «Педагог-педагог».

С 2021 учебного года я работаю по программе «Педагогический дуэт». Название программы отражает основную технологию взаимодействия, которая основана на принципах педагогики сотрудничества.

Цель моей работы – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, чтобы его профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений».

Результатом своей деятельности как наставника я считаю развитие из наставляемого продуктивного специалиста, то есть профессионала, обладающего следующими умениями и навыками: умением анализировать результаты своей профессиональной деятельности, устойчивой мотивацией к изучению методики построения и организации результативного образовательного и воспитательного процесса.

Согласно программе «Педагогический дуэт» взаимодействие наставника и наставляемого происходит по нескольким траекториям:

  • «Новичок-мастер». В своей работе, как наставник я, использую такие методы как беседы, лекции, тренинги и т. д. Такая совместная работа позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности. Воспитанники начинающего педагога стали лауреатами Областного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Символы великой России».
  • «Группа-новичкам». Так как в Центре налажена система наставнической работы, то, конечно же, помимо индивидуальной работы ведется и групповая. Это и семинары, педсоветы, методические объединения и т. д. В зависимости от потребностей наставляемого к работе могут подключаться другие педагоги (педагог-психолог, методист и т. д.) В этом году моим наставником разработана модульная программа «Танцевальный коктейль», которая приняла участие в окружном этапе областного конкурса инновационных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Новый формат» и Открытом областном конкурсе методической продукции «Мои первые наработки». Так же педагог принял участие в Областной стажерской площадке «Современные формы дистанционного обучения в условиях учреждения дополнительного образования детей» и представил разработанную программу дистанционной профильной смены «PRO-танцы».
  • «Флэш-наставничество». Наставничество через одноразовые встречи или обсуждения. Flash-наставники обычно предоставляют ценные знания и опыт работы, но в очень ограниченном временном интервале. При работе над методикой организации работы в дистанционном формате флэш-наставником стал педагог ЦДТ «Радуга». Таким образом, появилась программа профильной смены «PRO-танцы».
  • «Реверсивное наставничество». Профессионал младшего возраста становится наставником опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий. Результатом стало создание онлайн концерта «Мирное небо» на платформе youtube.

Уже сейчас (несмотря на то, что в данный момент реализована только часть программы) можно наблюдать следующие положительные результаты:

  • Высокий уровень включенности молодого специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь ЦДТ «Радуга» г. Нефтегорска;
  • усиление уверенности в собственных силах;
  • развитие личного, творческого и педагогического потенциала, что подтверждают высокие достижения воспитанников моего наставника и разнообразные направления ее деятельности.

Перед молодым, начинающим педагогом – бесконечная дорога к саморазвитию, постижению профессии. И по этой дороге он может идти в одиночестве, пытаясь найти ответы на многие вопросы, решать большие и маленькие проблемы, учиться на своих ошибках. А может пройти по этому пути рука об руку с верным помощником, другом, единомышленником. Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом. Я думаю, что именно совместная деятельность наставника и молодого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наставничество в системе образования России: практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.

2. Методические рекомендации «Об организации наставничества в образовательных организациях Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://pumonso.ru/wp-content/uploads/2020/04/rekomend.nastavnik.pdf

3. Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога (из опыта работы «наставник – молодой педагог») / Т.В. Царегородцева [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/24/nastavnichestvo_kak_effektivnyy_metod_professionalnogo_stanovleniya_lichnosti_molodogo_pedagoga.docx