«Наставничество как инструмент создания продуктивной образовательной среды в образовательных организациях»


Баринова Елена Николаевна, руководитель

Игнатенко Марина Николаевна, старший методист

СП ДЮСШ ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с.Сергиевск

В рамках национальных проектов ключевым вопросом является определение стратегии управления развитием профессионализма педагогических работников. Для эффективного развития учреждения необходимо создать механизм, позволяющий выявить конкретные профессиональные возможности каждого педагога, перспективы его роста и сформировать команду единомышленников. Сегодня современной образовательной организации и, современному ученику нужен профессиональный, компетентный, всесторонне мыслящий педагог, готовый к включению в инновационные процессы. В связи с этим возникает необходимость качественно новых подходов и технологий развития личности педагога, внедрение моделей педагогических инициатив как ресурса развития образовательного учреждения.

В структурном подразделении «ДЮСШ» ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск для решения данного вопроса разработана и внедряется программа корпоративной культуры, как комплексная система деятельности с четко определенной целью и логической структурой, цель которой — выявить и развивать потенциальные способности людей, сплотить их, мобилизовать на выполнение целей и миссии СП «ДЮСШ». Внедрению стандартов желаемого поведения сотрудников как вновь принятых в организацию, так и работников со стажем, но имеющих профдефициты, помогает организация института наставничества и кураторства в учреждении. Наставничество в нашем учреждении рассматривается не только как потенциал развития кадрового ресурса, но и как инструмент повышения качества образования и одно из условий конкурентоспособности СП «ДЮСШ».

Вариации ролевых моделей наставничества в нашем учреждении различаются в зависимости от особенностей поставленных задач перед учреждением, потребностей самого наставляемого, и реализуются с целью вовлечения обучающихся и педагогов в активную деятельность, достижения нового уровня их профессионального, личностного и социального развития.

Внедрение практики детского наставничества в форме «дети — детям» позволяет формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи знаний. «Дети учат детей» — практика классического наставничества, которая успешно применяется в объединениях СП «ДЮСШ».

В детских объединениях с большим количеством групп, с детьми разных возрастов в организации наставничества используется модель «ученик – ученик». В командных видах спорта педагогам приходится решать много образовательных задач: подготовка команды к соревнованиям, индивидуальная работа с отдельными игроками по позициям и др. Например, тренировки вратаря и центрального защитника в футболе имеют существенные отличия. И ученик – наставник, обладающий организаторскими и лидерскими способностями, имеющий высокие образовательные результаты, участвует в учебном процессе, беря шефство над младшими, помогают им во время занятия развивать их навыки, индивидуально отрабатывают отдельные элементы. Ученик — наставник разъясняет учебный материал с позиции детского восприятия, объясняет, контролирует качество и точность исполнения техники, компонента по видам спорта. К тому же он и сам заинтересован проявить инициативу, творчество, организаторские способности, и получает практический опыт физкультурно-оздоровительной деятельности.

Одной из продуктивных практик внедрения наставничества в СП «ДЮСШ» является модель «студент — ученик», которая применяется в объединениях с участием учащихся средне профессиональной образовательной организации «Сергиевский губернский техникум». Это классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины. При совместной работе над проектами (например, постановка хореографической композиции) наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшает и совершенствует навыки в данном виде спорта. В итоге этой деятельности наставляемые получают необходимый стимул к интеллектуальному и физическому совершенствованию, к достижениям в спорте. Фактором успеха наставника является личная победа подопечных.

Реализация моделей наставничества в разных форматах в нашем учреждении продолжается — это процесс динамичный, мы, как и все ищем новые методы, приемы, инструменты работы. Результатами функционирования системы наставничества в СП «ДЮСШ» являются: позитивная динамика образовательных результатов; улучшение психоэмоционального фона внутри педагогического и детских коллективов; оптимизация процессов общения; изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых; активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях.

Эффективность практики наставничества заключается в системном подходе работы со специалистом или с обучающимся, исходя из условий образовательной организации. И обязательно продуктом этой деятельности будут показатели профессионального роста педагога и обучающегося, развитие их творческого потенциала, в конечном счёте, — скажется на положительной динамике качества всего образовательного процесса.