Возрастные ограничения

Сбросить
Х
Версия для слабовидящих
Елисеева Мария Анатольевна,
методист, педагог дополнительного образования
Дома детского творчества «Гармония» с.Борское
Наставничество — давно не дань моде и уж тем более не инновация. Это один из традиционных методов обучения.
В Доме детского творчества «Гармония» с.Борское долгие годы существует наставничество, когда официально, соответствующим приказом, за каждым молодым педагогом закрепляется опытный педагог.
Основная цель работы наставника с молодым педагогом — это развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Законе РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования в РФ до 2025 года.
Хотелось бы поделиться опытом работы в качестве наставника. Третий год с удовольствием беру на себя эту роль. Моими наставляемыми являются молодые педагоги — Виктория Сергеевна Волобуева и Дина Рашидовна Лукина, (выпускница детской телестудии «бриз», руководителем которой я являюсь). Для каждой из них разработан индивидуальный план профессионального сопровождения, в котором определены цели задачи, намечены мероприятия, пути и способы достижения результатов. И результаты у нас есть: Виктория Сергеевна неоднократно становилась победителем и призером областных конкурсов: областной конкурс молодых педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности, конкурс методических материалов «Мои педагогические находки», областной конкурс инновационных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Новый формат», Областной педагогический хакатон, окружной этап всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» и т.д.
Дина Рашидовна свой трудовой путь начала в сентябре 2023 год, но несмотря на это, у нее и ее воспитанников уже тоже есть достижения. И Виктория Сергеевна, и Дина Рашидовна активно выступают на семинарах и конференциях, проводят мастер-классы для детей. Очень важно в данный момент не оставить молодого специалиста один на один с возможными трудностями, просто нужно быть рядом и проявить внимание к его эмоциональному состоянию, поинтересоваться его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями. Нужно сориентировать педагога с самого первого дня на постоянное повышение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, освоение секретов преподавания.
Для меня самой наставничество стало наиболее действенным способом повышения своей квалификации, наполнения инновационным содержанием собственной трудовой деятельности, достижения более высокого уровня профессиональной компетентности.
«Добрый пример лучше ста слов» — гласит народная мудрость. Я сама результативно участвую в конкурсах методических материалов и профессионального мастерства, конференциях, семинарах. Стараюсь заразить своим примером молодых педагогов. И у меня это получается. В чем секрет?
Успешное наставничество невозможно без трех составляющих:
1. Хороший наставник.
2. Хороший подопечный.
3. Активное взаимодействие.
Рассмотрим каждый из этих аспектов, чтобы понять концепцию наставничества.
Кто такой хороший наставник? Хороший наставник – это не просто успешный человек. Хороший наставник облает характером, силой воли и желанием помогать развиваться другим людям. Это требует готовности размышлять и делиться собственным опытом, в том числе и негативным. Великие наставники имеют отличные коммуникативные способности, и подтверждают свои слова действиями.
Качества, необходимые для успешного наставника:
Кто такой хороший подопечный?
Не только наставник, но и его подопечный должен прикладывать определенные усилия к совместному сотрудничеству. Хороший обучающийся – это тот, кто стремится к успеху, ценит и уважает труд своего наставника, понимает, что ему помогают от чистого сердца.
Качества, которые помогут подопечному достичь успеха:
Особенности взаимоотношений наставника и подопечного
Взаимоотношения между наставником и подопечным должны строиться на доверии и уважении. Успешное сотрудничество возможно только при активном участии обеих сторон. Для того чтобы совместный труд был эффективным и продуктивным, рекомендуется придерживаться простых правил:
1. Создайте альянс
Уделите время обсуждению концепции сотрудничества. Обе стороны должны иметь общее понимание процесса взаимоотношений. Это подразумевает обсуждение таких вещей, как:
2. Узнавайте друг друга
Взаимоотношения наставника и подопечного похожи на любые другие отношения — для их развития необходимо время. Как только люди узнают друг друга поближе – им будет легче общаться, достичь взаимопонимания, оптимизировать рабочий процесс. Не поддавайтесь искушению окунуться с головой в разрешение проблем и консультирование. Постарайтесь установить доверительные отношения, чтобы достичь лучших результатов.
3. Делитесь впечатлениями
Каждые несколько встреч одна или обе из сторон должны спрашивать: «Как у вас обстоят дела? Что было полезным, а что нет? Что я могу сделать иначе, чтобы этот опыт был более эффективным?» Как бы неловко это ни было, инициирование подобных разговоров будет ценно для обеих сторон.
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта, мастерства молодежи. При этом польза от данного способа двусторонняя: педагогическим опытом обогащаются молодые педагоги и повышается квалификация и профессиональное мастерство педагога-наставника. Для образовательного учреждения — это ценное приобретение, так как с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. Молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.