Формирование базовых национальных ценностей обучающихся, организуемых Центром медиатехнологий ГБОУ ДОД ЦРТДЮ «Центр социализации молодёжи»
Логинова Александра Александровна, директор общеобразовательной школы
при Посольстве Российской Федерации в Республике Мадагаскар, кандидат педагогических наук
Важность рассматриваемой проблематики приобщения детей и подростков к базовым ценностям российского общества обусловлена текущим положением дел в России и в мире и ярко отражена в Указе Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Попытки «переформатировать» нравственные ориентиры современных детей и подростков, заставить не просто сочувствовать, но и оправдывать агрессоров и неонацистов, заставляет современное педагогическое сообщество искать новые формы и методы воспитания молодежи по приобщению её к национальным ценностям российского общества.
В настоящее время идёт противоборство систем ценностей, образов жизни, коллективных представлений о добре и зле.
В обращении Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 года дана соответствующая оценка действий коллективного Запада: «…До последнего времени не прекращались попытки использовать нас в своих интересах, разрушить наши традиционные ценности и навязать нам свои псевдоценности, которые разъедали бы нас, наш народ изнутри, те установки, которые они уже агрессивно насаждают в своих странах и которые прямо ведут к деградации и вырождению, поскольку противоречат самой природе человека.»1
Для современного социума крайне актуальным является использование народных традиций в процессе воспитания подрастающего поколения, ведь характерная для современности постоянная нестабильность вызывает потребность в проверенных столетиями народных принципах воспитания. Это связано с тем, что народные принципы воспитания содержат в себе гуманистические основы воспитания и обеспечивают преемственность между поколениями.
В распоряжении этнопедагогики имеется достаточно много различных эффективных средств обучения и воспитания школьников. И одним из них является игра. Центр медиатехнологий ГБОУ ДОД ЦРТДЮ «Центр социализации молодежи» на протяжении ряда лет работает над использованием как нестандартных, так и вполне традиционных форм по развитию базовых национальных ценностей молодежи посредством народной игры. Так, в прошлом учебном году был дан старт областному конкурсу «Игры нашего двора».
Конкурс нацелен на популяризацию игр народов России, организацию игрового досуга во дворах на свежем воздухе, в детских загородных и пришкольных лагерях, объединениях дополнительного образования. Дети от 7 лет и молодые педагоги принимают участие в народных играх, демонстрируют традиции народов России и гордятся ими, изучают историю игр, культуру и языки народов России.
Продолжением данной темы стала организация областного семейного клуба «Как устроить праздник», что особенно важно в Год, который объявлен в Российской Федерации Годом семьи. Клуб создается с целью развития условий для неформального позитивного общения и взаимодействия родителей, педагогов и детей, укрепления между ними партнерских взаимоотношений, приобретение знаний и навыков организации семейного досуга, что будет содействовать повышению статуса института семьи.
Также стоит отметить, что такая ценность, как патриотизм и борьба с фальсификацией российской истории должна занять одно из главных мест в системе не только общего, но и дополнительного образования. А еще лучше, если эти усилия объединят разные образовательные организации.
Центр медиатехнологий ГБОУДОД ЦРТДЮ ЦСМ совместно с ГБОУ СО «Гимназия № 11 (Базовая школа РАН)» и Региональным центром развития публичной дипломатии и международных отношений имени Е.М.Примакова Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева, школой при Посольстве России в Иране в 2023 году реализовали проект «Куйбышев-Тегеран.1943-2023: мост через время», который был посвящен 80-летию Тегеранской конференции и стал интересным и запоминающимся событием для ребят, которые принимали в нем участие.
В ходе проекта состоялись брейн-ринги с участием детей из школы при Посольстве России в Иране, был организован просмотр художественного фильма «Тегеран-43», прошел квест по местам, связанным с историей подготовки Конференции, состоялась экскурсия по местам посольств в нашем городе, а также записаны видеолекции известного самарского экскурсовода, сотрудника Центра социализации молодежи А.В.Мосолова.
Ресурс размещен на сайте ЦСМ, его можно не только посмотреть, но и использовать для проведения мероприятий.
Главное, что ребята, принявшие участие в проекте, узнали намного больше про роль СССР в мировой истории, в истории Второй мировой войны, и, конечно же, зная правду, смогут аргументированно отстаивать объективную историческую точку зрения в спорах, которые очень часто возникают в связи с международными событиями последнего времени.
1 Обращение Президента России В.В.Путина 24 февраля 2022 года