Создание медийной образовательной экосистемы по формированию медиакомпетенций обучающихся


Гужина Татьяна Валерьевна, руководитель структурного подразделения ГБОУ СОШ с. Красноармейское Центр детского творчества

Внедрение медиаинформационных и телекоммуникационных технологий, развитие и интеграция медиаобразования в условиях современного общества актуализируют важность создания медиацентров и ставят медиакультуру в число ключевых компетентностей современных детей.

Необходимость развития сети школьных медиацентров подчеркнули обновлённые показатели самодиагностики образовательных организаций по критерию «Школьные творческие объединения» и основные направления Российского движения детей и молодёжи «Движение первых», в том числе «Медиа и коммуникации».

В РФ имеются достаточно успешно функционирующие школьные медиацентры, существование которых подтверждает реальность подобной работы в условиях образовательной организации. Развитие медийной образовательной экосистемы в сельских муниципальных образованиях в настоящее время малоэффективно, так как общеобразовательные организации имеют недостаточную техническую оснащённость, есть дефицит специалистов, имеющих необходимые медиакомпетенции; отсутствуют эффективные механизмы интеграции в области медиасферы с учреждениями дополнительного образования детей, что в итоге затрудняет процесс создания школьных медиацентров.

Основная идея инновации заключается в создании медийной образовательной экосистемы, способствующей формированию медиакомпетенций обучающихся посредством открытия сетевого медиацентра. Медиацентр является площадкой для профессионального самоопределения школьников через формирование начальных профессиональных компетенций в области медиа и надпрофессиональных компетенций (Softskills), которые необходимы для самоопределения в любой профессии современной цифровой экономики. Медиакомпетенция – это способность использовать знания и умения в области медиа в учебной деятельности и в будущей профессиональной деятельности (В.Н. Стрельников); владение новыми технологиями, понимание условий их применения, их достоинства и недостатки, способность критически относиться к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе (Н.И. Гендина).

Суть инновации заключается в трансляции опыта реализации технологий медиаобразования для решения образовательных задач в рамках урочной и внеурочной деятельности, в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями, работающими в условиях ресурсного дефицита, развитии сети школьных медиацентров, применяющих различные медиа для обучения и профессиональной ориентации.

Открытие сетевого медиацентра предоставляет новые возможности для социализации и самореализации детей, расширяет географию участников, будет являться эффективной системой поддержки и сопровождения деятельности создаваемых медиаточек, что позволит в дальнейшем выстроить медийную экосистему образовательных организаций округа. Отличительная особенность сетевого медиацентра состоит в том, что он открыт абсолютно для всех, кому необходима консолидация профессиональных медиаресурсов, является эффективной системой поддержки и сопровождения деятельности создаваемых медиаточек, для формирования медийной экосистемы образовательных организаций Юго-Западного округа.

Критериями оценки результатов является мониторинг в динамике двух основных показателей: количественного (число открытых медиаточек) и качественного (уровень медиакомпетенций обучающихся). Контроль достижения показателей эффективности проекта будет отслеживаться по двум дополнительным показателям: общее число обучающихся, задействованных в работе сетевого медиацентра; общее количество мероприятий, организованных сетевым медиацентром (число мероприятий для педагогов, число мероприятий для обучающихся). Планируемые результаты: проведена оценка эффективности функционирования сетевого медиацентра, обеспечен поступательный рост числа открытых медиацентров (не менее 30% организаций округа); выявлена положительная динамика повышения показателей сформированности медиакомпетенций обучающихся, вовлечённых в деятельность; реализован цикл методических мероприятий по обобщению опыта (не менее 5 мероприятий, не менее 200 участников).

Предполагаемый срок реализации инновационного проекта 2023-2024 г.г. Организационно-подготовительный этап: сентябрь–октябрь 2023 г.

Этап внедрения проекта и реализации программы: ноябрь–июнь 2024 г.

Этап обобщения и систематизации: июль–август 2024 г.

Разработана модель функционирования сетевого медиацентра на основе взаимодействия с общеобразовательными организациями по формированию медийной образовательной экосистемы. Организована многокомпонентная деятельность сетевого медиацентра: просветительская (социально-педагогический модуль «Поколение Медиа»); образовательная (образовательный модуль «Медиаобразование»; методическая (информационно-методический модуль «Медиахолдинг»). Проект открытия сетевого медиацентра служит импульсом для создания школьных медиаточек в образовательных организациях округа, работающих в условиях ресурсного дефицита, что позволяет в итоге повысить конечный результат показателей эффективности их деятельности до базовых показателей и выше. Социальная значимость реализации проекта связана с актуальностью продвижения отечественного медиаобразования в условиях реализации «Национальной технологической инициативы», мероприятий ФП «Успех каждого ребёнка» и выполнения задач Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.

Список источников:

1. Концепция «ШКОЛА МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ», 2022г. — Текст электронный.

2. Национальный проект РФ «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) — Текст электронный.

3. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2023 г. № 678-р Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года — Текст электронный.

4. Федоров А.В. Медиаобразование и медиакомпетентность: анкеты, тесты, контрольные задания. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 136 c. — Текст электронный. https://ifap.ru/library/book446.pdf

5. Медиакомпетенция как актуальная проблема методики преподавания русского языка в начальной школе — VII Студенческий научный форум – 2015- Текст электронный. https://www.scienceforum.ru/2015/article/2015016811

6. Информационная грамотность и медиаобразование https://www.mediagram.ru/mediaed/

7. Электронная научная библиотека «Медиаобразование» https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/11/1139_Book_2015__Text.pdf