Семья и учреждение дополнительного образования: пути эффективного взаимодействия в современных условиях


Гусева Юлия Львовна, заместитель директора по социально-педагогической работе, методист,

Борисенко Наталья Павловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению социальных проблем. Это, прежде всего, процесс миграции населения в стране, падение жизненного уровня семьи. В связи с этим значительная часть подростков отдаляется от родителей, а семье требуется систематическая помощь со стороны образовательных организаций.

Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер: как правило родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом», значительная же часть проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.

Но успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Опыт показывает: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

В ЦВР «Парус» выстроена система взаимодействия с родителями, которая основана на доверительных отношениях и искренней заинтересованности всех участников образовательного процесса в его успешности. Родители (их законные представители) входят в состав Совета ЦВР «Парус» наряду с администрацией, педагогами и обучающимися. Совет осуществляет общее руководство образовательной, культурно-досуговой, социокультурной, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской деятельностью ЦВР.

Работа с родителями осуществляется в следующих направлениях: сотрудничество с родителями в решении воспитательных задач, проблем, связанных с освоением образовательной программы, помощь родителей в проведении культурно-массовых мероприятий, сопровождение воспитанников во время учебных выездов, экскурсий по городу, туристических поездок в другие города, помощь родителей в оформлении и ремонте помещений Центра, участие родителей в реализации воспитательных проектов.

Как было обозначено выше, одна из проблем – адаптация детей мигрантов и беженцев в новый для них социум. В условиях многонационального коллектива, каковым являются большинство в ЦВР «Парус», задачу формирования у обучающихся культуры межличностных отношений можно решать только в тесной связи с накоплением знаний о культуре, традициях и обычаях людей различных этнических групп. Одной из продуктивных форм работы в этом направлении является проектная деятельность. В процессе работы над проектом формируется учебное сотрудничество педагог – обучающийся – родитель.

Проектная деятельность уже много лет является обязательной формой работы с детьми в фольклорном ансамбле «Соловушка». Коллективом разработаны и реализованы следующие проекты: «Моя Самара – моя семья», «Моя далекая и близкая Украина», «Мордовский народ», «Чувашский народ», «В кругу семьи» (татарский проект). Идеи проектов были продиктованы наличием в ансамбле детей русской, украинской, чувашской, мордовской, татарской национальности и желанием обучающихся и их родителей глубже познакомиться с традициями и культурой своего народа, творчески представить национальную составляющую широкой общественности.

Проектная деятельность не ограничивается только изучением традиций бытующих на Самарской земле этносов. Она ориентируется также на изучение истории родного края и её творческую подачу.

Обучающиеся совместно с родителями пишут собственные легенды и сказки, оформляют их в различные обложки, которые сами собой представляют яркий уникальный образец декоративно-прикладного творчества. Источником детской фантазии служат ранее изученные народные традиции, праздники, обряды, выезды в фольклорные экспедиции, реалии сегодняшнего дня.

Благодаря творческому союзу педагогов, детей и родителей фольклорного ансамбля «Соловушка» и отдела декоративно-прикладного творчества родилась выставка «Книга своими руками». На сегодняшний день, она насчитывает 9 книг, которые сделаны из разных материалов: дерево, тесто, бумага, ткань.

С 2019 года на базе клуба по месту жительства «Огонек» работает семейный клуб «Содружество детей и взрослых». Уже достигнуты определенные результаты: выстроены доверительные и теплые отношений между взрослыми и детьми, большая часть родителей привлечена к активной работе клуба.

Чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в ЦВР «Парус». Для расширения информирования родителей систематически проводятся дни открытых дверей. Давней традицией стали ежегодно проводимые творческие отчеты объединений по всем направлениям деятельности. О проводимых мероприятиях, об успехах обучающихся родители, дети и педагоги имеют возможность узнать на сайте учреждения, из газеты «Попутный ветер», посмотрев передачи телестудии «Парус ТВ».

Позитивный союз педагогов и родителей – основа для развития творческой личности ребенка. ЦВР «Парус» и семья рассматриваются как два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка, развитие его творческих способностей. Только в этом случае деятельность родителей и педагогов дополнительного образования в интересах ребенка может быть успешной.