«Роль и значение семьи в работе творческого клубного формирования в сфере дополнительного образования».


Семина Юлия Константиновна, педагог-организатор СП ГБОУ СОШ №1 п.г.т.Безенчук ЦДТ «Камертон»

Образцовое творческое объединение «Карусель» работает в ЦДТ «Камертон» п.г.т. Безенчук с 2016 года. Деятельность в объединении нацелена на развитие творческих способностей обучающихся, через изучение фольклорного наследия народов России. Возрастной состав ребят от 12 до 15 лет. Изучая народную культуру, ребята знакомятся с обрядами, традициями, обычаями, праздниками, играми, песнями своего родного края.

Народная культура – это предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Развивая данное направление, педагоги ставят перед собой следующие задачи:

— способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории;

— познакомить детей с народным декоративно — прикладным искусством;

— способствовать развитию интереса к русским народным произведениям;

— создать условия для активизации творческого мышления детей;

— развивать сотрудничество с родителями.

Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

В методической копилке объединения имеются материалы по сотрудничеству с семьями воспитанников, разрабатываются семейные социокультурные проекты и сценарии семейных праздников, ведется поиск новых форм сотрудничества. Ведь чтобы приобщить ребёнка к национальной культуре надо это делать в семье, потому что первой воспитательной средой в жизни ребенка является семья.

В качестве педагогической технологии выбрана апробированная многими педагогами коллективная творческая деятельность. Она имеет комплексный характер, охватывает различные сферы и виды деятельности воспитанников для создания крепкой и взаимосвязанной цепочки «воспитанники — педагог — родители».

Например, первое задание, которое выполняют дети совместно с родителями: составить подробное генеалогическое древо своей семьи. Затем рассказать не только о близких людях, но и о семейных традициях, обрядах, обычаях, песнях, играх, которые соблюдаются в их семье. Народный опыт семейной жизни – это целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством, традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки…

Приобщая детей к национальной культуре нельзя забывать о природе родного края, где ребёнок соприкоснётся с природой родного края. И на этом этапе работы, одна из ключевых ролей отводится родителям. С большим интересом проходит организация совместных походов, пикников, поездок в уникальные места природы как нашего района, так и Самарской области. Педагог вместе с детьми рассказывает о народном празднике, встреча которому посвящена, например: «Троица», «Иван Купала», о месте, в котором находимся, о традициях и обрядах, которые соблюдались в этот день. А каждая семья, в свою очередь, проводит для всех любимую народную игру, и это уже вошло в традицию нашего объединения. Мероприятия данного блока способствуют популяризации семейного отдыха и приобщения к культуре проведения досуга всеми членами семьи.

Традиционные праздники, вечера, конкурсы и игровые программы способствуют развитию желания у родителей и детей устраивать совместные праздники с играми, песнями, воспитывают инициативность, доброжелательность в общении детей и родителей, продолжают совместное изучение традиций своего народа, семьи.

И, конечно, как же без традиционной кухни, и вновь без помощи родителей было бы трудно. Мамы и бабушки с огромным удовольствием готовят национальные блюда на праздники.

Огромный пласт в изучении народной традиционной культуры — декоративно-прикладное творчество. Изделия декоративно-прикладного искусства разнообразны и самобытны. Родители, бабушки и дедушки всегда предоставляют свои предметы старины для ознакомления с изделиями декоративно-прикладного творчества. А ребята стараются своими руками сделать какую-нибудь поделку в подарок семье. На традиционный семейный праздник, каждый из воспитанников изготовил куклу-оберег.

Занятия в таком клубе прививают интерес и у детей, и у родителей, погружая их вместе в историю. Народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему». Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач творческого клубного формирования.  А задача педагога – помочь родителям осознать свою родительско — воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание детей в клубном формировании и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Воспитывая детей на национальных традициях, даем ребенку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, учим уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, стараемся вырастить настоящих патриотов Родины.