Региональный аспект дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ как современный тренд дополнительного образования


Тимофеева Анастасия Александровна, педагог-организатор

ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ №1 г.Нефтегорска

Согласно «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» образовательная деятельность должна быть направлена на: обеспечение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся; формирование и развитие их творческих способностей; удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; адаптацию к жизни в обществе и профессиональную ориентацию.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы подразумевают в своей структуре наличие регионального аспекта. И этот пункт должен быть одним из самых определяющих и осмысленных в базовом документе педагога. Инновации в воспитании и обучении тогда будут способствовать повышению качества образования, когда они будут создаваться на почве традиций как общероссийского масштаба, так и традиций того или иного края, района, села. И создаваться они должны с расчетом на долгосрочную перспективу. Педагог, таким образом, дает возможность ученику увидеть применение полученных знаний в ближайшем будущем по принципу «Где родился, там и пригодился».

Региональный аспект в программах художественной направленности может быть отражен в активном обращении к культуре народов региона. Население Самарской области многонационально: русские – их большинство, чуваши, мордва, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы, казахи, белорусы, немцы, башкиры, евреи, узбеки, цыгане, таджики, марийцы, грузины и другие народы. Каждый народ занимает определенное пространство, вносит свой вклад в экономическое и культурное развитие. Самарская область имеет давние культурные многонациональные традиции и с нними связаны имена Аксакова, Островского, Гарин-Михайловского, Успенского, Льва Толстого, Репина, Ширяевца, Горького, Алексея Толстого. Во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве находились Государственный академический Большой театр оперы и балета СССР и Ленинградский академический драматический театр. В Куйбышевском театре оперы и балета была впервые исполнена Седьмая симфония («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича.

Песня, музыка, творчество – отражение исторических эпох, через них ребенок чувствует связь с судьбой своей Родины и может транслировать свою гражданскую позицию сверстникам со сцены в вокальных произведениях.

В программах технической направленности тоже может быть ярко выражен региональный компонент. Учащиеся, занимающиеся робототехникой, также должны иметь не только различные навыки, но и знать, где их можно применить на благо родного региона. Подготовка национально-ориентированного кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики сегодня вызвана запросом прямых работодателей в ведущих направлениях социально-экономического развития Самарского региона (Согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области, на период до 2030 года). Сегодня перед Самарской областью ставятся новые задачи, гапример: повышение инновационной активности, стабильная деятельность ключевых кластеров (автомобилестроение, экологический кластер), закрепление на рынке производства различных видов электроники, развитие высокотехнологичных производств, выход на новые сегменты (конструирование, инжиниринг). Следовательно, для решения приоритетных задач региона понадобится не одно поколение прогрессивно мыслящих профессионалов. И подготовка кадров должна начинаться со школьной парты: от поддержки интереса грамотным педагогом до непрерывного обучения и после — профессиональной деятельности конкурентоспособного гражданина. Развитие творческой личности инженерно-технического типа мышления – приоритет для формирования человеческого потенциала производственной инновационной сферы в современной России и Самары – родины космической индустрии.

Какой же гражданин без знаний о родном крае и связи с тем местом, где он вырос?! В программах социально-гуманитарной направленности региональный аспект выражен по-своему. Воспитанники военно-патриотических объединений и клубов ежегодно принимают участие в Параде памяти на площади Куйбышева, являются участниками переклички Постов №1 на площади Славы в городе Самаре. Таким образом, учащиеся знакомятся с историей родного края, и проживают её через призму современности. Региональный компонент программ тесно сопряжён с воспитательной и просветительской деятельностью. Подростки гордятся своей малой Родиной и транслируют это своим ровесникам в проектах и акциях.

Нацеленность на регион актуальна в изучении географии, биологии и экологии родных мест в программах естественнонаучной направленности. Например, в таких как ДООП «Экологической тропой Самарского края», направленной на изучение животного и растительного мира Самарской области и включающей в себя модули: «Специальная экология» — изучение животного и растительного мира Самарского края; «Социальная экология» — изучение влияния деятельности человека и экономики Самарской области на окружающую среду; «Прикладная экология» — изучение механизмов по защите и предупреждению разрушения окружающей среды родного края. Изучая программу, дети имеют возможность осознать свою роль гражданина в развитии и сохранении природы родного региона.

Таким образом, национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного дополнительного образования, благодаря ему оно осуществляется через:

— развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);

— формирование знаний об истории, культуре, традициях своего народа и транслирование это в творчестве;

— ценностного отношения к себе, другим, миру и окружающей среде;

— активной жизненной позиции.

Региональный аспект в дополнительной общеобразовательной програме – устоявшийся и необходимый компонент в деле развития дополнительного образования детей и общества в целом. Он важен в ДООП любой направленности, ведь данный аспект отвечаетсовременным задачам, направленным на формирование гармоничной личности, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Обучение по программам с яркой выраженной связью с регионом реализации способствует разностороннему личностному саморазвитию, адаптации воспитанников к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, а также профессиональному самоопределению.